Изобилие рога альпийского

Композитор Даниэль Шнидер: "Моя музыка подобна шоколаду".

 

Много ли мы знаем о швейцарской музыке? Нет? Ну и тем лучше начать "с чистого листа", тем более что с сего дня и по 7 ноября в Доме музыки идет удивительный фестиваль Zurich meets Moscow,вся палитра современных музтечений, не ограниченных стилями, но четко завязанных географически на кантоне Цюрих и городе Цюрих (это уже третья точка проекта "Культурные столицы мира", после Генуи и Гааги). Однако пообщаемся с музыкантами…

Открывается фестиваль четырьмя московскими премьерами молодого и обаятельного композитора Даниэля Шнидера – сам он играет на бессчетном количестве инструментов (в этом концерте на саксофоне), а свое кредо умещает в следующее "триединство":

– Во-первых, моя основная задача – вернуть импровизацию в лоно классической музыки. — Оно и понятно, ведь, переехав из Цюриха в Нью-Йорк, Шнидер после флейты освоил саксофон и стал активно играть джаз, стилистика которого является чуть ли не в каждой из его вещей. – Во-вторых, очень важным считаю возвращение традиции, когда композитор может выйти и сам сыграть свою музыку… Ведь раньше так и играли!

Он против этакого "кабинетного", умозрительного сочинительства. Даешь музыку живьем! К тому же Шнидер очень трогателен в качестве солиста: им движет скорее не четкая заданность его же музыки, а какой-то неугомонный драйв, схваченный здесь и сейчас, настроение, которое может появиться или не появиться в концерте…

– И в-третьих, – продолжает он, – я нуждаюсь в природных, неправильных звуках. Знаете, какая шутка была у итальянских музыкантов касательно плохого исполнения? Они говорили: "Братцы, да вы играете по швейцарским нотам!" Поэтому пишу среди прочего и для такого сложного инструмента, как альпийский рог…

Маэстро, а поймет ли публика ваши искания, вашу неправильность?

– Вы любите швейцарский шоколад? Многие любят. И не задумываются над тем, как он сделан. Так и моя музыка: все, о чем говорю я, это кухня. Слушателю дается лишь результат.

Виолончелист Александр Неустроев добавляет:

– Даниэль пишет очень вкусную музыку, это правда. Причем она очень естественна, она льется из сердца. И возникает на стыке всего многообразия стилей, как и положено швейцарской музыке, – из свинга, джаза, этники, классики, альпийских традиций…

Интересно также, что исполнять швейцарскую музыку будут зачастую русские же музыканты, имеющие, однако, швейцарскую "прописку". Что ж, если ты выпускник Московской консерватории, в любую "заграницу" пути тебе открыты с легкостью – это серьезная школа.

А 5 ноября нас ожидает настоящий праздник швейцарских йодлей – искусство виртуозного альпийского пения без слов с характерными фальцетными переливами. На сей день в Швейцарии около 12 тысяч профессиональных йодлеров (исполнителей). Надя Рэсс, которая и выступит в концерте, долго время путешествовала по самым разнообразным селениям Швейцарии, в том числе в горной местности, чтобы овладеть аутентичной манерой исполнения. Что она и продемонстрирует вместе с ансамблем Stimmreise.

Завершится фестиваль мини-оперой Ханса-Петера Френера "Ангелочек" (с видеорядом Элианы Бинджели) по мотивам рассказа Исаака Бабеля "Иисусов грех".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру