Интернет отфильтрует школы

Москва отказывается от централизованной контент-фильтрации.

2 ноября 2007 в 08:45, просмотров: 747

В то время как в России завершается подключение школ к Интернету, Москва решает задачи следующего уровнякак эффективнее использовать виртуальное пространство в образовательных целях. В четверг эту тему обсуждала комиссия по образованию Московской городской думы.

Главная задача – насыщение Интернета качественными образовательными ресурсами – в Москве выполнена: Федеральный образовательный портал открыл доступ более чем к 20 тысячам образовательных ресурсов. Среди ведущих интернет-направлений – индивидуальные программы работы с детьми-инвалидами, отстающими и одаренными детьми. А также интернет-программа общественной аттестации, которая открыла школьникам и родителям доступ к аттестационным интернет-ресурсам и позволила им принять участие в оценке качества школьного образования. Активно используются образовательные интернет-ресурсы для подготовки школьников к ЕГЭ (в 2008 году выпускникам московских школ придется в обязательном порядке сдавать в форме ЕГЭ два экзамена – математику и русский язык). Подготовка к ЕГЭ построена на выполнении размещенных в Интернете заданий, получении индивидуальных и групповых интернет-консультаций и сдаче пробных интернет-экзаменов с последующим разбором ошибок. По данным столичного департамента образования, к началу ноября данным ресурсом воспользовались более 50% школ города, а более 80% выпускников сдали пробные интернет-экзамены.

Правда, выявились и новые проблемы, признают столичные власти. Главные из них – недостаточное качество Интернета, низкий уровень интернет-квалификации школьных учителей, а также нерешенность проблемы информационной безопасности школьного Интернета, рассказал глава комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович.

Низкое качество школьного Интернета лишает учащихся многих возможностей. Прежде всего – не позволяет пользоваться самыми эффективными – мультимидийными образовательными ресурсами (видео и аудио) и делает навозможными видеоконференции. Сбои происходят и в более простых программах: так, в конце октября школьные сети не выдержали массовой сдачи пробного единого интернет-экзамена и зависли, лишив школьников возможности отправить свои работы. Пытаясь найти выход из ситуации, многие школы наряду с официальным "бесплатным" Интернетом вынуждены завести второй – частный за счет родителей. "Пробный экзамен показал, что Интернет не справляется", – подытожила замглавы столичного департамента образования Лариса Курнешова.

Не справляются и учителя. Как оказалось, они ориентируются в Интернете гораздо хуже своих учеников и понимают в компьютерах так плохо, что не могут разобраться с комплектующими при новых поставках компьютеров. Московский институт открытого образования ведет усиленную подготовку учителей: в год компьютерной грамотой здесь овладевают 10 тысяч педагогов, рассказал ректор института Алексей Семенов. Однако большинство московских педагогов все еще не освоили Интернета: "Учителей, которые понимают, что делать с информационными технологиями, не более трети, а реально ими занимаются лишь 10%", – рассказал он "МК".

Впрочем, чрезмерная интернет-продвинутость школьников также создает серьезные проблемы. У Мировой паутины есть и "хищная сторона", подчеркивают в Московской гордуме: дети посещают нежелательные сайты, вступают в электронную переписку с опасными людьми, а при случае могут и "вложить" в явную электронную аферу крупную сумму из семейных средств. До сих пор безопасность школьного интернета обеспечивалась в Москве в централизованном порядке. Департамент образования Москвы создал "сеть, на которую замкнуты все образовательные учреждения города", рассказала Курнешова. Там же был установлен сервер фильтрации, ограничивающий доступ определенными ресурсами, притом в строго ограниченное время – до 18.00. Сейчас настала пора менять подход, считают в департаменте.

"Фактически создана единая труба, клапаны которой перекрываются из центра. И чтобы не дать ребятам одной школы, скажем, посмотреть фильм, мы лишаем их другой возможности – дополнительно заниматься или вести научные проекты. Правильнее отказаться от излишней централизации и установить фильтрующую программу прямо на школьный компьютер – чтобы ребята могли заниматься под присмотром учителя или библиотекаря своей школы", – заявила Лариса Курнешова "МК".

В целесообразности использования централизованного фильтра сомневается и Алексей Семенов. "Слишком сильный фильтр будет мешать работать в Интернете. Слишком слабый будет легко обойти", – заявил он "МК". Гораздо продуктивнее снабжать специальными ограничительными программами и инструкциями для взрослых компьютеры, как это делается во всем мире, дополнил картину Евгений Бунимович. По его словам, Москва намеревается пойти как раз по этому пути, так что единого фильтра скоро, похоже, не будет. А вслед за Москвой двинутся и остальные регионы России: по словам Бунимовича, оттуда на Мосгордуму обрушился шквал просьб – посоветовать, как эффективно и безопасно использовать школьный Интернет.



Партнеры