Первый стратегический ракетоносец

6 ноября 2007 в 12:52, просмотров: 521

Ровно 40 лет назад, 6 ноября 1967 года, в состав ВМФ СССР вошел первый отечественный подводный ракетный крейсер стратегического назначения К-137 "Ленинец" (в натовской классификации "Янки") – головной корабль в серии проекта 667А. В течение 27 лет подводная лодка несла боевую службу. Более 20 членов ее экипажей разных лет стали адмиралами.

Подводный крейсер проекта 667А, относившийся к двухкорпусному типу лодок, сильно отличался от своих предшественников. В прочном корпусе были размещены 16 вертикальных пусковых установок, предусмотрена возможность как одиночных пусков, так и залпа из восьми ракетных установок. На вооружении субмарины стояли  жидкостные одноступенчатые ракеты Р-27 с отделяемой моноблочной головной частью. Дальность стрельбы достигала 2500 километров (у предыдущих ракетных комплексов она не превышала 1400 километров).

Заправка ракетных баков топливом и окислителем производилась уже на заводе, что существенно сократило время предстартовой подготовки и увеличило надежность системы. Пуск ракет производился только из подводного положения с глубины 30–40 метров. Для кораблей данного класса была разработана первая отечественная автоматизированная система управления "Туча".

Торпедное вооружение лодки состояло из четырех торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра в носовой части.

Надводное водоизмещение ракетоносца составляло 7850 тонн, подводное – 10 100 тонн, длина – почти 130 метров. Предельная глубина погружения подводной лодки достигала 400 метров, автономность по запасам жизнеобеспечения – 60 суток. Экипаж – 114 человек.

Силовая установка мощностью 52 000 л.с. обеспечивала кораблю подводную скорость до 28 узлов. По этому показателю "Ленинец" практически сравнялся с со своими основными американскими конкурентами – атомоходами типа "Трешер" и "Стерджен". В ядерной энергетической установке использовались два атомных реактора типа ВМ-4/2 (2х90 МВт) и паротурбинные установки ОК-700. Два гребных винта имели пониженный уровень шумности.

Большое внимание уделили и вопросам жизнеобеспечения на борту. Каждый отсек снабжался автономной системой кондиционирования воздуха, был принят ряд мер по снижению акустических шумов. Все коммуникации в жилых отсеках были убраны под специальные панели.

Всего на заводах Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре было построено 34 подводные лодки этого проекта, а на двух машиностроительных заводах изготовлено 1800 ракет для них.

Как утверждал в одном из интервью ИА Regnum заместитель председателя оренбургской областной организации "Союз "Чернобыль России" Владимир Колесов, в 1980 году на подлодке К-137 "Ленинец" произошла серьезная авария. В результате подачи избыточного давления в коммуникации спецтрюма реакторного отсека один из шлангов лопнул и фильтрат высыпался в отсек. Собирали его пылесосами, руками, вопреки всем правилам безопасности. В итоге от лучевой болезни скончался старшина подлодки.

С 1983 по 1986 год "Ленинцем" командовал будущий командующий Северным флотом России Вячеслав Алексеевич Попов.

Краткая история лодки

06.11.1967 – вступление в строй ВМФ СССР;

27.11.1967 – включена в состав КСФ;

07.04.1970 – награждена Ленинской юбилейной почетной грамотой;

11.04.1970 – присвоено почетное наименование "Ленинец";

25.07.1977 – отнесена к подклассу РПК;

06.01.1984–18.09.1985 – по условиям договора "ОСВ-1" на СРЗ "Звездочка" перевооружена и модернизирована по проекту 667АУ;

03.06.1992 – отнесена к подклассу атомных крейсерских подводных лодок;

03.04.1994 – исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на прикол.

В 2003 году утилизирована. 



    Партнеры