Выигрышные позы

Как зарабатывают натурой

Искусство, как известно, требует жертв. Иногда — материальных. За удовольствие видеть в стенах своей мастерской обнаженную музу художникам сегодня приходится платить рублем. Так что для тех, кто не прочь оголиться перед аудиторией и жаждет стабильного заработка, ремесло натурщика — просто находка.

Как стать материалом для гения и где музам в стиле “ню” платят больше, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Холст для олимпийца

Двадцатилетний Володя Андреев регулярно встает в позу. Художественную. Такая у него работа: студенты Московского художественного училища отрабатывают на Владимире приемы зарисовки различных частей человеческого тела три раза в неделю. Заработанных денег молодому человеку вполне хватает на карманные расходы. Кроме прочего ему удается совмещать подработку натурщиком с двумя основными занятиями по жизни — боксом и учебой на экономическом факультете в МГУ.

— Идею подработать натурщиком мне подкинул друг — бывший боксер, — признается Володя. — Он и сам в прошлом, когда был студентом, позировал для портретистов. Мне рассказал, что спортивные ребята нужны в художественных училищах и университетах. Я попробовал и остался очень доволен: никаких особенных талантов не нужно. Стоишь себе — а деньги идут.

Людей, имеющих прямое отношение к спорту, среди тех, кто торгует обнаженной натурой, немало. Идеальные формы отлично укладываются на академический рисунок. Кроме того, спортсмены хорошо справляются с тяжелой физической нагрузкой — долгим стоянием в одной позе. Они умеют грамотно настроить свое тело на длительную неподвижность, разрабатывают специальные комплексы растяжек, которые делают в перерывах и, соответственно, могут дольше продержаться на подиуме.

В натурщики идут также будущие фотомодели и даже стриптизеры — благо им есть чем гордиться и что продемонстрировать миру. Однако слишком тощих красавиц и субтильных юношей в художественных мастерских не любят: привычные модельные параметры слишком далеки от академических представлений о женской красоте. Натурщица должна быть женщиной не полной, но все же “в теле”.

Седовласым музам посвящается

И все же художников вопреки всеобщим представлениям интересуют не только молодые пышногрудые красотки и статные юноши в расцвете лет. Сегодня в этой профессии востребованы люди самых разных возрастов — от маленьких детей до демонстраторов преклонного возраста.

— Одной из натурщиц, с которой мне приходилось работать, было 72 года, — рассказывает художник Андрей. — Эта женщина — профессионал своего дела. Живописцы отводят ей на полотнах роль деревенской старухи. Еще она позирует в образе уличной торговки.

Впрочем, пожилые натурщики привлекаются к работе не столько частниками, сколько многочисленными учебными заведениями.

— Вузовская программа включает в себя очень подробное изучение человеческой анатомии, — поясняет специалист отдела натуры художественного училища Наталия Бочкарева. — А морщины — то, что передать наиболее трудно. Вот и привлекаем пенсионеров к работе: для них гонорары натурщика — всегда подспорье.

Откуда приходит нагота

Нагие музы редко попадают в художественные мастерские с улицы. Вакансии для представителей этой редкой профессии не найдешь в газетных объявлениях и на сайтах поиска работы.

Как же угодить в демонстраторы пластических поз новичку? Очень просто. Достаточно найти по телефонному справочнику телефоны всех художественных учебных заведений в вашем городе. Обратиться можно в любое училище или университет. Как правило, в каждом есть отдел натуры, который и занимается отбором кадров на нагую демонстрацию.

— С художниками-частниками работают либо их близкие друзья, либо люди, уже не первый год служившие натурой в профессиональных училищах и художественных вузах, — рассказывает Володя Андреев. — Поэтому обывателю, желающему приобщиться к искусству “натурально”, начинать надо именно с учебных заведений и студентов.

Всегда рады видеть демонстраторов пластических поз в знаменитой Строгановке, Институте им. Сурикова.

— Работать со студентами иногда бывает трудно, — делится опытом натурщик с 18-летним стажем Игорь Фомин. — Первые курсы хихикают, пальцем на тебя показывают.

Харизма “обнаженке” не помеха

По словам профессионалов, хороший натурщик должен обладать всеми качествами музы. Развлекать творца сладкими речами — основная его задача.

— Приходит в гости ко мне натурщица, а с ней и поговорить-то не о чем, — жалуется Сергей Федоров. — А ведь в моей работе мне важно передать не столько внешность, сколько характер. У натурщика должна быть аура, которую художник может почувствовать.

И в то же время, чрезмерная болтливость натурщика может помешать творческому процессу.

— Демонстратор не должен быть болтуном, это другая крайность, — говорит Игорь Фомин. — Но чтобы самому не заснуть во время работы, ему просто необходимо общаться с аудиторией или художником, который его пишет. Ведь если вы нечаянно заснете и нарушите позу, которую довольно трудно воспроизвести, может быть сорван целый сеанс работы.

Безыскусные извращенцы

В натурщики идут по разным причинам. Кого-то интересуют деньги, кого-то — сам процесс.

Среди желающих позировать в стиле “ню” много  тех, кто буквально одержим желанием показать как можно большему количеству народа свои “прелести”.

— Эксгибиционистов и желающих завести знакомство с противоположным полом в рядах голых натурщиков сегодня хватает, — рассказывает художник Сергей Федоров. — Для них высшая степень наслаждения — чтобы ими любовались. Они строят глазки, пытаются заигрывать с живописцами. Художник же хочет спокойно работать и, как правило, не настроен вступать ни в какие любовные связи: для него это труд, а не эротическое представление. Поэтому такие люди с явно выраженными сексуальными интересами, как правило, на работе долго не удерживаются.

Стриптиз-терапия и превратности климата

Впрочем, желание поскорее раздеться у многих демонстраторов вовсе не связано с эротическими переживаниями. Просто за демонстрацию поз в обнаженном виде сегодня платят больше, чем за позирование в одежде.

Кстати, позирование обнаженным полезно не только для кошелька, но и для здоровья натурщика.

— Одежда сковывает движения и не дает крови в жилах нормально циркулировать, — говорит Игорь Фомин. — Когда сидишь или лежишь неподвижно много часов подряд, кровь и так застаивается. А если на тебе еще хоть одна тряпочка, это усугубляет ситуацию. Особенно вредны для позирующего плавки — толстые резинки пережимают важные артерии, что может негативно сказаться на общем самочувствии демонстратора.

Правда, нагота может стать не только полезной, но и вредной для здоровья. Особенно в холодное время года.

— В зимнюю сессию работать в студенческих мастерских раздетым совершенно невозможно, — объясняет Игорь. — Топят отвратительно. Художники сидят в верхней одежде, изо рта у них пар валит, а ты стоишь совершенно раздетый. Разве что греет подсветка, да и то не всегда. Так и заболеть нетрудно. Спасают только обогреватели и витамины.

Точка опоры

Независимо от того, насколько раздет демонстратор, в его работе еще немало сложностей, преодолеть которые достаточно сложно. Простоять несколько часов без дела в одном и том же положении — задача, по словам демонстраторов пластических поз, довольно непростая не столько в моральном, сколько в физическом плане.

— Редко когда демонстратор принимает удобную для себя позу, — сетует натурщик Игорь. — Заставили тебя изобразить, например, пахаря или метателя дисков. Вот и стой с какой-нибудь косой или булыжником в руках. Да через 15 минут уже взвоешь.

Позировать одинаково сложно в разных положениях. Сидеть, как правило, приходится не на стуле со спинкой, а на твердом гипсовом кубе. Для позвоночника выдержать ходя бы 30 минут в таком положении — задача не из легких. Что уж и говорить о тех трех-четырех часах, которые вам предстоят. Простое вертикальное положение — тоже настоящее испытание.

— Одна нога всегда опорная, — объясняет Игорь. — Соответственно, она все время затекает. У многих профессиональных демонстраторов от таких постоянных нагрузок развивается профессиональное заболевание — варикозное расширение вен.

Рекорд самого Игоря — 8 часов работы с перерывами. Экспериментировать дальше он не решился: после 7-го часа он чуть не упал в обморок.

Лицо с булыжник

Позировать для портрета тоже непросто. Вот уж где точно придется постараться. На лице натурщика в этот момент должна застыть маска — одно и то же выражение лица, менять которое нельзя в течение долгих часов.

— Во время мимических демонстраций нельзя говорить, моргать… — делится впечатлениями от собственного опыта Владимир Андреев. — В общем-то, на мой взгляд, это самая сложная задача для натурщика. Кроме того, ты постоянно должен смотреть в одну точку, чтобы настроение портрета не менялось… Пытка адская, а платят за это так же, как и за остальную работу.

Чем сыт герой натурального ремесла

При всей сложности профессии доходы современных натурщиков не так велики, как хотелось бы.

Стеснительным позерам, предпочитающим работать в одежде, приходится особенно туго. В вузах за академический час демонстрации (45 минут) в одежде платят не больше 60—150 рублей. Для раздетых муз ставка выше: им достается от 150 до 300 рублей.

Как и преподаватели в институтах, натурщики получают зарплату не на руки, а через кассу. С условием, что каждый из них может работать по нескольку часов раза три в неделю, выходит, что месячный оклад штатного натурщика в художественном училище составляет от 6 до 10 тысяч рублей.

Впрочем, вузовские гонорары ни в какое сравнение не идут с оплатой в частных художественных мастерских. За час демонстрации натуры тут могут заплатить от 100 до 200 долларов.

— Как-то раз мне пришлось 2 часа позировать в школе искусств для новых русских, — рассказывает Игорь Фомин. — Мой гонорар составил 30 тысяч рублей. Мало того, одна из художниц подарила мне свой браслет, который, как ей показалось, очень мне подошел.

Кстати, гонорары у частных художников, как правило, тоже высокие — от 20 до 50 долларов за час. Но в карман к натурщику они попадают лишь после продажи собственно холста с его изображением.

НАТУРАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ЗВЕЗД

Поработать натурщиками в разное время успели многие известные люди. Среди них голливудские звезды Мадонна, Шон Коннери, а также отечественные именитые персоны — Константин Кинчев, Мария Арбатова и даже когда-то сам классик Андрей Платонов.

СРАМ В НОСКЕ

Некоторые преподаватели в вузах считают демонстрацию обнаженной натуры делом весьма неприличным. Как могут, они стараются оградить своих подопечных от удовольствия срисовывать гениталии с натуры. Именно поэтому модели во время работы надевают на себя накидки и тряпочки, прикрывающие самые пикантные места. Но иногда сами натурщики отказываются от одежды из эстетических соображений.

— Однажды меня пригласили рисоваться в один колледж, — рассказывает натурщик Игорь. — “Как, неужели вы будете позировать абсолютно голым?” — спросила меня строгая преподавательница в очках, когда я разделся и приготовился выйти к студентам. Я спросил, разве не это от меня требуется. Она поинтересовалась, нельзя ли чем-нибудь прикрыть гениталии. От трусов я, конечно, отказался: губительные резинки совершенно нарушили бы кровообращение. Тогда изобретательная дама предложила мне в качестве “фигового листочка”… старый носок, который она извлекла из своего рабочего стола. Я долго смеялся, но от прикрытия все-таки отказался. В результате занятие прошло как надо — абсолютно все студенты срисовали с натуры.

СТЕСНИТЕЛЬНАЯ НАТУРА

Несмотря на внешнюю раскрепощенность, натурщики — вовсе не нудисты. Щеголять своим обнаженным телом перед посторонними они не готовы. При работе художники воспринимают обнаженную натуру так же, как гипс, слепок, натюрморт: их интересует прежде всего свет, форма, тени и полутени, строение. Поэтому натурщицы в их присутствии чувствуют себя совершенно нормально. А вот появление в студии чужого человека может смутить любого демонстратора, вставшего в позу.

— Однажды я позировала обнаженной в одном из вузов, — рассказывает натурщица Дарья Веллер. — Какие-то ребята, видимо, ошиблись дверью и случайно зашли в мастерскую. Ощущение было такое, как будто меня застукали в душе. С тех пор я всегда держу простыню к себе поближе, чтобы в случае чего быстренько в нее завернуться.

СНОВА ГОЛОДНЫЙ

Терпение — то, на чем горят новички “натурального” дела. По словам бывалых, именно во время демонстрации всегда больше всего хочется почесаться то там, то тут. А делать этого ни в коем случае нельзя — собьешь композицию. И главное, как назло, именно в это время разыгрывается зверский аппетит.

 — Каждый раз стоишь в аудитории, пока тебя рисуют, и думаешь, что съел бы и кобылу, — рассказывает опытный натурщик Виктор. — Иногда есть хочется так, что напряжение, кажется, доходит до предела: вот-вот упадешь в обморок (что, кстати, нередко случается с натурщиками от перенапряжения). И вот как-то я решил положить мучениям конец и стал плотно кушать перед каждой демонстрацией. Только вот парадокс: чем больше я ел, тем больший голод меня разбирал во время работы. Тогда я решил вопрос по-другому. Через час после начала демонстрации я обязательно делаю перерыв на обед.

Сколько стоит себя показать

Демонстрация пластических поз в одежде (государственные вузы, колледжи)    60—150 руб./ч 

Демонстрация пластических поз в обнаженном виде (государственные вузы, колледжи)    150—300 руб./ч 

Демонстрация в частных мастерских    100—200 долл./ч 

Работа с художником    50—70 долл./ч

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру