УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УДИВИТЕЛЬНОЙ СКАЗОЧНИЦЫ

 

Именем Астрид Линдгрен названа одна из малых планет. «Зовите меня теперь «Астероид Линдгрен», — шутила она, узнав о столь необычном акте признания. Детская писательница стала первой женщиной, которой при жизни был поставлен памятник - он находится в центре Стокгольма, и Астрид присутствовала на торжественной церемонии его открытия. Шведы назвали свою соотечественницу "женщиной столетия".
Астрид Анна Эмилия Линдгрен – самая знаменитая шведская детская писательница. Она написала 87 детских книг и большая часть из них переведена на русский язык, в частности, «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Эмиль из Лённеберги», «Братья Львиное Сердце», «Ронни – дочь разбойника», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист». В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. Среди самых главных: премия имени Ганса Христиана Андерсена, которую называют "малой Нобелевской, премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО и различных правительств, Международная Золотая медаль Льва Толстого, Серебряный Медведь (за фильм "Ронни - дочь разбойника")...
История девочки, которая любила читать
Астрид Ли?ндгрен, урождённая Эрикссон родилась в фермерской семье 14 ноября 1907 года в маленьком городке Виммербю провинции Смоланд, что в южной Швеции. Как потом напишет сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков «Мои выдумки» (1971), она росла в век «лошади и кабриолета». Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее, развлечения — проще, а отношения с окружающей природой куда более тесные, чем сегодня.
И с детства будущая великая сказочница очень любила природу, не представляя, как можно жить без этого удивительного мира.
Детство проходило под знаменем нескончаемых игр — захватывающих, увлекательных, порой рискованных и ничем не уступающих мальчишеским забавам. Страсть лазить по деревьям Астрид Линдгрен сохранила вплоть до самого преклонного возраста. «Закон Моисеев, слава богу, старухам по деревьям лазить не запрещает», — говорила, бывало, она в старости, одолевая очередное дерево.
Она была вторым ребёнком у Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец арендовал хутор в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине городка. Кроме старшего брата Гуннара, у Астрид вскоре появились две сестры — Стина и Ингегерд.
Родители Астрид познакомились, когда отцу было тринадцать, а маме двенадцать, и любили друг друга с тех самых пор. Они испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям. А самое главное, не стеснялись этих чувств, что по меркам того времени было большой редкостью, если даже не вызовом обществу. Об этом времени и особых отношениях в семье писательница с нежностью рассказала в своей единственной «взрослой» книге «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».
В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному миру сказок. Девочка росла на книжках, совершенно непохожих на ее собственные будущие труды: на приторной Эльзе Бескоу, на лакированных записях народных сказок, на нравоучительных повестях для юношества.
Её собственные способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала.
Астрид, много читавшая с ранних лет, училась очень легко. Гораздо сложнее было поддерживать правила школьной дисциплины. Это был прототип Пеппи Длинныйчулок.
Город, который описывается почти в каждом романе Линдгрен, - это Виммербю, близ которого располагался родной хутор Астрид. Виммербю оказывался то городом, куда Пеппи ездила за покупками, то вотчиной полицейского Бьорка, то местом, куда бежит маленький Мио.
После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Некогда послушная Астрид превратилась в настоящую «королеву свинга». Но верхом эпатажа явилась ее новая стрижка — она одной из первых в округе коротко остригла волосы, и это в шестнадцать лет! Шок был настолько велик, что отец категорически запретил ей показываться ему на глаза, а люди на улице подходили к ней и просили снять шляпу и продемонстрировать свою диковинную прическу.
В восемнадцать лет Астрид забеременела. Скандал оказался настолько велик, что девушке пришлось покинуть родительский дом и ехать в столицу, оставив должность младшего репортёра и любимую семью. В 1926 году у Астрид родился сын Ласс.
Так как денег не хватало, Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. Этого она себе так и не простила. В Стокгольме Астрид учится на секретаршу, потом работает в маленькой конторке.. В 1931 меняет работу на Королевский автоклуб и выходит замуж за своего начальника Стуре Линдгрена, превратившего Астрид Эрикссон в Астрид Линдгрен. После этого Астрид смогла забрать Ларса домой.
После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя сыну. Мальчик гордился Астрид — она была самой хулиганской мамой на свете! Однажды она запрыгнула в трамвай на полном ходу, и ее оштрафовал кондуктор.
Дочь Карин родилась у Линдгренов в 1934 году, когда Лассу было семь лет. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Семья жила в согласии до самой смерти Стуре в 1952 году. Астрид тогда было 44 года.
История подвернутой ноги
Возможно, мы бы так никогда и не прочитали сказки шведской писательницы, если бы не ее дочка и «его величество случай». В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям.
Незадолго до десятилетия дочери Астрид крайне неудачно подвернула ногу и, валяясь в постели и размышляя о подарке дочери на день рождения, будущая великая сказочница записала и свою первую новеллу — «Пеппи Длинныйчулок» и сочиненное продолжение о забавной рыжей девчонке. Рукописная книга с иллюстрациями автора была встречена дочкой с восторгом. 10-летняя дочка и друзья уговорили Астрид отправить рукопись в одно из крупных шведских издательств. С этого все и началось.
Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Но писательница уже все для себя решила и в 1944 году приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством Raben & Sjotgren. Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» (1944) и издательский договор на неё.
Параллельно писательница внимательно следила за развернувшейся в обществе дискуссией о воспитании, выступая за то воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.
Всемирное признание долгое время не могло примирить автора со шведской госкомиссией по детской и учебной литературе. С точки зрения официальных педагогов сказки Линдгрен были неправильные: недостаточно поучительные.
А затем Линдгрен начинает работать в этом издательстве в качестве редактора отдела детской литературы. Через пять лет писательница получает премию Нильса Хольгерсона, потом — немецкую премию «За лучшую детскую книгу» («Мио, мой Мио»). В издательстве она работала до пенсии, на которую официально ушла в 1970 году.
В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте, благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала).
Карлсон подобрел в СССР
Идею Карлсона, который живет на крыше; тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Его звали Лильем Кварстен - волшебный дядюшка в остроконечной шляпе, который в сумерках уводит одиноких детей в невероятные путешествия. Он ожил в сборнике «Крошка Нильс Карлсон».
А в 1955 году появился «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Карлсон — первый положительный герой детской книги с полным набором отрицательных черт. Он заставил поверить, что все наши страхи и проблемы — лишь «пустяки, дело житейское».
В марте 1966 года учительница французского языка Лилианна Лунгина - жена кинодраматурга Семёна Лунгина, мать кинематографистов Евгения и Павла Лунгиных - принесла домой в старой авоське шведскую книжку некой Астрид Линдгрен. Она уже год мечтала о работе переводчика, и в издательстве «Детская литература» пообещали заключить с ней договор, если найдется хорошая шведская книжка…
В 1967 году первое советское издание «Карлсона» увидело свет. Книга мгновенно стала популярной. К 1974 г. было продано более 10 млн. экземпляров сказки. Линдгрен в своих интервью любила повторять, что в Карлсоне «есть что-то русское». А потом Линдгрен приехала в Москву. Лилианна Лунгина вспоминала: “Астрид оказалась удивительно похожей на свои книги – проницательная, очень умная. Легкая и по-настоящему веселая. Придя к нам, она вытащила нашего шестилетнего сына Женю из кроватки и стала с ним играть на ковре, а когда мы ее провожали в гостиницу, она, сойдя с троллейбуса, так заразительно и увлеченно затанцевала на улице, что нам пришлось ей ответить тем же…”
«Культ личности» Карлсона в СССР начался после выхода снятой на студии "Союзмультфильм" мультипликационной дилогии «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся». Могла бы она стать и трилогией (серия про дядюшку Юлиуса), если бы режиссер мультфильма Борис Степанцев не увлекся новыми проектами. А ведущую роль в культовом мультфильме сыграл художник Анатолий Савченко Именно он создал персонажей, вытеснивших из нашего сознания оригиналы Илун Викланд. Многие крылатые фразы из м/ф в книге отсутствуют. Вспомним хотя бы: "Карлсончик дорогой!", "Фу! Всю шею отсидел", "Люблю ли я детей? Как бы это вам сказать?… Безумно!", "А я сошла с ума! Какая досада…". Акцент был смещен в сторону одиночества Малыша. И вместо озорного мальчика, каким он был у Линдгрен (он кидается камнями и дерзит фрекен Бок) мы видим грустного большеглазого меланхолика. Карлсон же вообще добряк.
Как сказка сменила власть
Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении. Но все эти годы образ ее жизни не менялся Линдгрен жила в одной и той же скромной стокгольмской квартире и предпочитала раздавать деньги другим. Только однажды, в 1976 году, когда взысканный государством налог составил 102% от её прибылей, Лингрен запротестовала. Она послала в стокгольмскую газету «Экспрессен» открытое письмо, в котором рассказала сказку про некую Помперипоссу из Монисмании. В этой сказке для взрослых Астрид Линдгрен встала на позицию профана и попыталась разоблачить пороки общества и его притворство. В год парламентских выборов сказка стала бомбой для обюрократившегося аппарата шведской социал-демократической партии, которая пробыла у власти свыше 40 лет подряд. Выборы социал-демократы проиграли. При этом сама писательница всю жизнь была членом этой партии.
Ее письмо было так воспринято из-за всеобщего уважения, которым писательница пользовалась в Швеции. Книги в ее исполнении слушали по радио шведские дети. Её голос, лицо и чувство юмора знали и взрослые, которые постоянно видели и слышали Линдгрен на радио и телевидении, где она вела различные викторины и ток-шоу.
«Только не насилие» назвала она речь при вручении Премии мира немецкой книготорговли. «Нам всем известно», напоминала Линдгрен, «что дети, которых бьют и подвергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван».
Весной 1985 года она публично заговорила о притеснениях сельскохозяйственных животных. Прислушался сам премьер-министр Ингвар Карлсон. Когда он нанес визит Астрид Линдгрен, она поинтересовалась, что это за молодых людей он с собой привел. «Это мои телохранители», — ответил Карлсон. «Довольно разумно с вашей стороны, — сказала 78-летняя писательница, — никогда не знаешь, чего от меня ждать, когда я в таком настроении!» А в газетах появилась сказочка о любящей корове, которая протестует против плохого обращения со скотом. В июне 1988 года был принят закон о защите животных, получивший наименование «Закон Линдгрен».
«Жизнь – чудная штука!»
В 1952 году умер муж Астрид Стуре. Потом - мать, отец, а в 1974 году скончались её брат и несколько старых друзей. И сын. Началось добровольное затворничество. «Жизнь — чудная штука, так долго тянется и все же так коротка!» — говорила она. Единственное, чего Астрид по-настоящему боялась, — не успеть.
Последние годы она редко выходила из дома и не общалась с журналистами. Она практически потеряла зрение и слух, но всегда старалась быть в курсе всего происходящего. Когда Астрид исполнилось 90 лет, она обратилась к многочисленным поклонникам с призывом не присылать ей подарков, а направлять средства на банковский счет для строительства детского медицинского центра в Стокгольме, куда писательница и сама направила внушительную сумму. Теперь этот центр – крупнейший в Северной Европе – зовется по праву Центром Астрид Линдгрен.
Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме.
Ее книги переведены более чем на 80 языков мира и изданы более чем в 100 странах. Как говорят, что если весь тираж книг Астрид Линдгрен поставить в вертикальную стопку, то она в 175 раз будет выше Эйфелевой башни.
Существует музей сказок Астрид Линдгрен «Юнибакен» в Стокгольме. Недалеко действует «Парк Астрид Линдгрен», где можно побегать по крышам с Карлсоном, покататься на собственной лошади Пеппи Длинныйчулок и побродить по Улице Безобразников.
Кандидатура детской писательницы была посмертно выдвинута на Нобелевскую премию мира. Последние десять лет в шведской печати ежегодно звучали призывы дать Астрид Линдгрен Нобелевскую премию. Но детским писателям эту премию не давали никогда. Детская литература живет как бы сама по себе. Может быть, потому, что перед ней стоят не только литературные задачи, но и педагогические. А общество всегда сопротивляется, отстает. Премию Линдгрен так и не дали…
Олег ФОЧКИН.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру