Каникулы станут стандартными

Новый госстандарт образования станет здоровьесберегающим.

14 ноября 2007 в 10:00, просмотров: 879

Очертания нового госстандарта образования постепенно проясняются. Ясность в некоторые вопросы внес замминистра образования и науки Исаак Калина. 

На заседании «круглого стола» в «Комсомольской правде», в частности замминистра напомнил, что принятый в октябре в первом чтении законопроект о государственном стандарте образования прописывает только общие подходы: «обязательства учредителя учебного заведения (муниципалитета или государства), гарантии ученику или студенту, а также общие условия, в которых должен идти образовательный процесс. Конкретное же содержание образования определят отдельно разрабатываемые стандарты общего и высшего профессионального образования. (Предварительный вариант стандарта школьного образования, по словам Калины, «уже написан»). Именно там, разъяснил он, и будет официально определено соотношение обязательного (бывший федеральный компонент) и местного компонента образования, в отсутствии чего упрекают законопроект оппоненты. Причем для разных ступеней образования соотношение обязательной и вариативной частей программы будет своим. 

«В младших классах размер вариативной части (ранее ее определяли региональный и школьный компоненты) будет минимальным. В средних – побольше, а в старших классах, по оценке экспертов, должно дойти до 30% основной образовательной программы»,-- рассказал Калина. Вузы же, пообещал он, получат еще большую самостоятельность при выработке программ обучения. «Для бакалавриата вузы будут определять более 50% программы, а для магистратуры – более 70%»,-- заявил он. 

Любопытно, что намеченные границы самостоятельности учебных заведений при формировании образовательных программ не вызывают протеста учителей. А некоторым из них они представляются даже избыточными. «Мы устали от вариативности! Нам нужна инвариантность»,-- заявил, например, лучший учитель Москвы по русскому языку и литературе 2006 года Марат Алимов. По его словам, местная и школьная «самодеятельность» привели к тому, что ученики стали испытывать затруднения при переходе из школы в школу: «где-то больше химии, где-то литературы. А в результате ребенок не может догнать свой новый класс»,-- заявил он. 

Того же мнения, по данным Калины, придерживаются и родители. «Как только они получат реальные рычаги воздействия на образовательный процесс, вариативность школьных программ сразу уменьшится. Родители за инвариантность!»-- убежден он. 

Зато другую составляющую нового госстандарта образования – здоровьесберегающую --родители наверняка оценят. Новый госстандарт впервые включает в себя не только набор знаний, с которыми выпускник должен уйти из школы, но и условия, в которых проходит учеба. Главнейшими из них станут санитарно-гигиенические требования, впервые включенные в госстандарт образования, рассказал директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма. «Санитарно-гигиенические нормы, ранее прописанные в СанПинах (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы), теперь будут прописаны в госстандарте образования. А исполнение закона будет контролировать Роспотребнадзор»,-- заявил он. 

Кроме того, сообщил Кучма, в соответствии со здоровьесберегающими технологиями будет скорректирована конфигурация учебного года. «Сейчас она крайне нерациональна – с крохотной второй четвертью и гигантской третьей четвертью. Вскоре учебный год изменится. Он будет организован по принципу 5-6 недель – занятия, затем – неделя каникул»,-- рассказал он. Подобный положительный опыт, по словам Кучмы, уже есть, а вскоре он распространится на все российские школы. 

Одновременно в школу вернется медицина – причем на постоянной основе. По словам Кучмы, «в каждой школе будет работать медсестра на полный рабочий день», причем норма количества детей на одну медсестру значительно снизится (еще недавно она составляла более 1 тыс. детей, потом была понижена до 500, а теперь опустится до 400 школьников на одну медсестру). Вернется в школу и врач-педиатр, пообещал Кучма. 

Только тогда можно будет реально попытаться обуздать рост заболеваемости школьников, увеличивающийся каждые пять лет на 18-20%. Пока же, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, здоровье школьников внушает серьезную тревогу. Из года в год растет количество детей с дефицитом веса, в то время как другая часть детей страдает от ожирения (до 13% детей в возрасте 10 лет). Наибольшие же темпы прироста заболеваемости отмечаются в 1-х, 5х--8-х и в старших классах, уверяют медики.



    Партнеры