Шоп ТЫ ТАК жил

На чем зарабатывают шопоголики

16 ноября 2007 в 12:43, просмотров: 338

Пока парижские щеголи ломают голову над тем, что будет модно в следующем сезоне, а нью-йоркские обыватели сметают с магазинных полок новые коллекции одежды, отечественные денди осваивают новую профессию — персональный шопер. Так называются люди, готовые одеть любого желающего с иголочки за разумную плату. Они профессионально ходят по магазинам, профессионально стоят в очередях и также профессионально… тратят чужие деньги.

Гид для шопомана

Рабочий день подходит к концу. У прилавка с вещами суетится улыбчивая продавщица. Слева от меня — уложенные в аккуратную стопку мужские рубашки из хлопка. Всего сорочек на 300 тысяч рублей. Справа расположился веер из галстуков. Каждый стоит не меньше 20 тысяч.

Хрупкая брюнетка Даша, внимательно изучив весь ассортимент, отбирает несколько вещей и просит отложить все до завтра. В следующий раз Даша приедет сюда вместе со своим клиентом — 35-летним Вадимом, юристом крупнейшей инвестиционной компании в России.

— Знаешь, никогда не знаешь, чем обернется день, — начинает увлеченно рассказывать девушка, когда мы входим на улицу и садимся в пузатую желтую иномарку. — Иногда не могу найти куртку или сапоги целый день. А примерка уже завтра. До самого вечера мотаюсь по Москве, ищу подходящие варианты.

За прогулки по магазинам Даше платят деньги. Ведь она — профессиональный шопер и знает наизусть все маршруты заядлого шопомана. Как и многие ее коллеги-шоперы, девушка уверена в том, что без ее профессии в современном мире не обойтись.

— Без нас трудно, — говорит она. — Чтобы одеваться стильно сегодня, нужно хотя бы раз в месяц устраивать себе пять дней шопинга. Ну у кого есть на это время? За этим и нужны профессиональные шоперы.

— Желающих одеваться стильно и носить одежду известных марок в Москве сегодня все больше, — говорит ведущий имидж-стилист компании, занимающийся шопинг-сопровождением Наталья Туркенич. — А фирменных магазинов, торгующих такими вещами, вовсе не так много, как кажется. Бутики для людей, относящих себя к мидл-классу, по пальцам можно пересчитать. Шопер — это проводник в магазинном мире. Он знает весь ассортимент одежды в дорогих магазинах и всегда готов прийти на помощь тем, кто осведомлен хуже или просто не имеет достаточно времени для того, чтобы путешествовать по торговым центрам.

Стилисту шопер не товарищ

Профессиональных шоперов часто сравнивают со стилистами. Считается, что человек, организующий сопровождение по магазинам, — тот же имиджмейкер, только более узкой специализации. Однако это не так.

Если стилист призван для того, чтобы “вылечить” гардероб своего подопечного от плохой одежды, то у шопера несколько иная задача.

— Шопер не формирует стиль одежды своего клиента, не заставляет его меняться в ту или иную сторону, — говорит коллега Даши, персональный консультант по шопингу Виктория Линник. — Он просто ищет подходящую одежду, и ничего более. При этом шопер только слегка корректирует образ своего клиента. Все его советы — не истина в последней инстанции. Клиент может принять их к сведению, а может и вовсе не послушать.

Отчаянные домохозяйки

Клиенты шоперов — люди не бедные. И в основной своей массе это карьеристы, проводящие большую часть дня в офисе. Правда, вопреки представлениям многих, управленцы высшего уровня прибегают к услугам консультантов по шопингу реже, чем менеджеры, занимающие более низкие позиции.

— К нам часто обращаются те, кто еще не достиг вершины развития, но стремится влиться в ряды топ-менеджеров, — рассказывает Наталья Туркенич. — Такие люди обращаются к шоперам прежде всего за советом — какие марки одежды им положено носить по статусу, как их носить и где можно купить.

Другая часть клиентов Натальи и ее коллег — “активные домохозяйки”. Хотя официально они и числятся безработными, у этих женщин часто забот не меньше, чем у дамочек, занятых в бизнесе. Отвести детей в школу, составить план на уик-энд, организовать дружеский ужин для мужа и его коллег — все это ложится на хрупкие плечи мамы семейства. Так что на себя времени совершенно не хватает, и обязанности по составлению собственно гардероба она с удовольствием перепоручает шоперу.

Почем магазинные туры

— С домохозяйками я работать люблю, — говорит Даша и тут же поясняет: — Они не прочь пройтись по магазинам днем.

Под деловых клиентов Даше приходится подстраиваться самой. Поэтому иногда приходится работать без выходных: на буднях девушка разрабатывает маршрут, а в субботу и воскресенье едет вместе с клиентом за покупками. Стоить такое профессиональное сопровождение заказчику будет от 50 до 100 долларов в час в зависимости от квалификации и опыта работы шопера.

Если же шопер долго не только продумывает план маршрута, но и заранее отбирает в магазинах какие-то вещи для примерки, стоимость его работы повышается до 200—300 долларов за час.

— Как правило, совместный шопинг длится не больше 2—3 часов, — делится своим опытом Даша. — После клиент уже устает и не может оценивать вещи адекватно. Поэтому процесс обновления гардероба может затянуться и на два, и на три дня — за три часа трудно успеть все.

Больше всего шоперы зарабатывают на солидных персонах, не желающих тратить свое драгоценное время на поездки по магазинам, и требующих примерки “на дому”. Эта разовая услуга может стоить капризному заказчику сразу и двух, и трех тысяч долларов. Впрочем, расстаться с такой суммой респектабельные бизнесмены готовы без проблем — лишь бы одели прилично.

Миссия выполнима

— Ценникам на вещах наши клиенты уделяют мало внимания, — говорит Даша. — Главное — качество и марка. Подавай именно такую куртку, и никакую больше!

Часто, чтобы найти какую-нибудь вещь, замеченную клиентом в модном журнале, в российской столице, шоперам приходится переворачивать все бутики вверх дном. В ход идут дружеские связи с поставщиками, старые знакомства с директорами магазинов и… даже взятки. Так, например, однажды Даше пришлось подкупить менеджера одного из бутиков, чтобы та отдала ей кардиган, отложенный другим покупателем.

— А вот два месяца назад была в Милане, — говорит Даша. — Так там каких только кардиганов нет… Все бы скупила.

В Милан моя новая знакомая ездила не ради забавы, а по поручению сразу двух своих подопечных — бизнес-леди, пожелавших дополнить свой гардероб вещами из-за границы. Командировки в Европу для шопера — обычное дело. Даша признается, что именно в этих “заграничных миссиях” ей нравится участвовать больше всего. И все же эти поездки мало похожи на туристический отдых.

— Командировка — это огромная нагрузка, — жалуется Виктория Линник. — Ведь ты отправляешься в другую страну с какой-то определенной целью и, как правило, на очень короткое время. Нельзя позволить себе расслабиться и накупить всего-всего. Из всего многообразия вещей придется выбирать именно те, что нужны вашему клиенту в кратчайшие сроки. Иногда приходится укладываться и в два дня, и в день. А отказаться от удовольствия неспешно выбирать вещи для любого шопера, влюбленного в свою профессию, — настоящая пытка.

Набитая рука консультанта

Виктория, как и многие ее коллеги по цеху, работает исключительно на себя. Частников среди шоперов много. Все они успели потрудиться “на дядю” ни один год.

— В профессию шопера часто приходят так называемые байеры, — рассказывает Виктория. — Проще говоря — специалисты по закупкам крупных торговых домов. Они-то в курсе всех модных тенденций, хорошо разбираются в марочной одежде и лично знают многих поставщиков.

— Среди специалистов по шопинг-сопровождению большая доля — бывшие продавцы-консультанты из бутиков, — добавляет Наталья Туркенич. — Эти люди обладают навыками стилистов: они хорошо разбираются не только в ассортименте одежды и тенденциях моды, но и в том, что кому к лицу.

Я бы в шоперы пошел, пусть меня научат!

Бывшие консультанты и байеры, решившие переквалифицироваться в персональные шоперы, пока вынуждены довольствоваться теми знаниями, которые они получили во время работы в магазине.

— Специальных учебных заведений, где обучали бы профессии шопера, сегодня, к сожалению, нет, — говорит Виктория. — Но некоторые крупные компании, занимающиеся консультациями по имиджу и стилю, берут под свою опеку новичков и обучают их ремеслу шопера.

Сама Вика проходила обучение профессии практически в домашних условиях — по вырезкам из книг и журналов о моде — и начала свою работу консультанта с “дружеских” советов одноклассникам.

— Для того чтобы стать шопером, достаточно базовых знаний о правилах этикета и… собственного вкуса, — уверяет она. — А еще надо очень любить шопинг. Если вы жить не можете без магазинов и знаете толк в хороших вещах — добро пожаловать в профессию.

кстати

ГОТОВЬ КЛИЕНТА ЛЕТОМ

У работы шопера существует сезонность. Авралы случаются примерно раз в три-четыре месяца и, как правило, совпадают с началом нового времени года.

— Клиенты шопера никогда не думают о своевременном обновлении гардероба, — смеется Виктория Линник. — Так что некоторых постоянных заказчиков приходится теребить перед каждым потеплением и похолоданием.

Иначе в сезон можно погрязнуть в заданиях и не справиться ни с одним.

САМ СЕБЕ ШОПЕР

Одеваться красиво и стильно можно и не имея собственного помощника по шопингу. Достаточно усвоить несколько простых истин и разработать стратегию будущего шопинга. Секретами мастерства профессионального покупателя делятся Наталья Туркенич и Виктория Линник.

l Фирменную женскую одежду отличает одна очень интересная особенность: каждая марка предназначена для определенной фигуры. И даже если вы одеваетесь в магазинах эконом-класса, нетрудно определить, вещи какой фирмы будут сидеть на вас прекрасно, а какие лучше и вовсе не мерить.

l Одежда французских производителей отлично сидит на “плоской” фигуре. Так что если у вас маленькая грудь и небольшие бедра, этот вариант подойдет вам идеально.

l Немецкие марки подходят барышням-пышкам и юношам, склонным к полноте.

l Статным девушкам с пышными формами лучше обратить внимание на итальянские магазины.

l Помните: любая дизайнерская вещь может отлично сидеть только на девушках с модельной внешностью. Высокая мода не терпит недостатков.

l Мужчинам следует обратить особое внимание на свой деловой гардероб. Представители сильного пола имеют склонность носить один и тот же костюм изо дня в день. В идеале — чтобы ткань не портилась и костюм служил вам долго — его нужно одевать не более одного раза в неделю. Так что лучше завести сразу несколько комплектов “брюки+пиджак”, пусть и не очень дорогих.

l Для работы самый подходящий вариант — костюм в тонкую полоску. Если вы носите галстук, помните, что он должен быть темнее рубашки. Светлый галстук с темной рубашкой смотрится просто смешно. Кстати, чтобы на ветру эта деталь гардероба не ложилась владельцу на плечо, лучше всего “утяжелить” галстук, вложив в “карман” с внутренней стороны монетку.



    Партнеры