Осколки Мао

В Москву нагрянула культурная революция

19 ноября 2007 в 16:27, просмотров: 700

В роскошном особняке на Тверской раздавался громкий хруст и звон бьющегося фарфора. Подобного “погрома” в бывшем Музее революции не было, наверное, со времен большевистского переворота.

— Все желающие могут пройти по осколкам великой китайской культурной революции и даже взять один из кусочков ее себе на память, — объявила виновница торжества собравшейся публике. В таком необычном антураже проходило в Музее современной истории России открытие выставки “Фарфор. Китай. Культурная революция”.

Зрителям представлены плоды недолгой революционной метаморфозы, случившейся со знаменитым на весь мир фарфором в 1966—1976 гг., когда в Поднебесной бушевала так называемая культурная революция. Экспозиция представляет коллекцию, собранную Маргаритой Баржановой, депутатом нынешней Госдумы.

Вместо привычного изящества форм, рисунков, цветов, которые веками заставляли людей восхищаться произведениями китайских фарфоровых дел мастеров, здесь показан революционный соц-арт. Блюда, вазы, скульптуры, панно — все это призвано агитировать за идеи Мао Цзэдуна. Нечто подобное было и у нас в стране, когда в 1930-е годы выпускался так называемый революционный фарфор с большевистской символикой. Сейчас в мире огромный спрос на такие своеобразные произведения прикладного искусства.

Сверхполитизированные китайские поделки впечатляют напором революционной идеологии. Одни названия чего стоят! Ваза “Если враг не сдается, его уничтожают!”. Панно “Поддержим генеральную линию, “большой скачок” и создание коммун”. Скульптурная композиция “Ревком — это хорошо!”…

— Я увлеклась составлением этой коллекции после того, как в 1980-е муж привез из Китая несколько образцов “художественной пропаганды”, — рассказывает Маргарита Баржанова. — Поражало сочетание высочайшей техники исполнения и наивности сюжетов.

Экспонаты для своего собрания она привозила из многочисленных командировок в Китай. Часть хрупких предметов не выдерживала долгого пути, фарфор трескался, бился. Осколками таких ваз и скульптур был на вернисаже “вымощен” кусок пола в зале, и любой из посетителей мог по ним пройти и даже взять в качестве сувенира.

 



Партнеры