Как провожают пароходы?

По сообщению ИТАР-ТАСС, Росморречфлот закрыл выход в море старым речным судам, возраст которых превышает 25 лет. Невольно хочется задать вопрос: "То есть почти всем?"

Не секрет, что речные грузовые и пассажирские суда в нашей стране практически не строятся. В советские годы резкое обновление парка речного флота началось после войны. Появился серийный грузовой флот типа "Большая Волга" и "Шестая пятилетка" грузоподъемностью 2000 тонн. Это отличные самоходки (для того времени, если вспомнить из истории СССР, когда была 6-я пятилетка), но с одной оговоркой – речные. По классу регистра (опять же речного) им присваивался разряд О, что допускает выход в озера (но не в моря). Старые капитаны-волгари рассказывали, что этот самый разряд появился с созданием волжских водохранилищ, но в те годы никому в голову не приходило выпускать подобный флот в моря. В 70–80-е годы на просторы волжских "морей" вышли до сих пор современные "Волго-Доны" и "Волгонефти" с серийными номерами (один из которых 139) грузоподъемностью пять тонн и выше. Но это все опять же речные суда. Надо отдать должное отечественному судостроению. Мы первыми в мире стали строить еще в 60-е грузовые суда "река-море" типа "Сормовский", "Балтийский", "Волго-Балт". Они получили законное право выхода в море, но не "Волгонефти" с "Волго-Донами" и тем более "Шестые пятилетки". Справедливости ради надо отметить, что впоследствии данные серии судов модернизировались, укреплялся набор корпуса, но по сути своей они оставались речными судами. В 80-е годы в составе ведущих речных пароходств появились португальские сухогрузы смешанного (или, как речники называли, "смешного") плавания. Названия этих "моряков" четко отражают эпоху их рождения: "Советская Родина", "Знамя Октября", "Дружба народов" и т.п. Но они хоть по праву бороздили Средиземку и Балтику.

Когда началась в стране перестройка, на немногих уцелевших речных верфях стали перестраивать и речные суда, а потом как-то незаметно новые хозяева исходя из коммерческих интересов сумели добиться права выхода таких судов в "прибрежные районы". Так "Волго-Доны" с "Волгонефтями" бережком-бережком стали подбираться к иностранным портам, вслед за ними и "Шестые пятилетки", и легендарные контейнеровозы Московского речного пароходства типа "Руза" (сейчас они проданы Украине). Случались с ними трагедии? Случались! Именно московский сухогруз "смешного" плавания несколько лет назад затонул при выходе из Босфора в Черное море. Тогда, как водится, обвинили погибшего капитана…

Страшная трагедия произошла совсем недавно в Азовском и Черном морях с речными судами, хозяева которых добились разрешения на выход в море. Боюсь, что виновными опять окажутся капитаны, поскольку по всем уставам капитан остается "первым после Бога"… Но не у нас и не в наши дни! Сегодня капитаны целиком зависят от хозяина-судовладельца, а те в абсолютном большинстве не видят разницы между капитаном, шофером или лифтером. Очевидно, большинство капитанов судов, стоявших на рейде в Керчи, связывались со своими судовладельцами, предупреждая об опасности якорной стоянки… Впрочем, в рамках уголовного дела это будет выяснено.

Итак, надо пролагать, сегодняшним распоряжением Росморречфлота практически всем российским речным сухогрузам дорога в моря закрыта?

А что же будет с пассажирским флотом? Современные четыхпалубные лайнеры тоже строились в 80-х годах прошлого столетия. Замечательные немецкие трехпалубники проекта 588 (того же разряда О) 50–60-х годов постройки ходили до Ейска и далее по тому же Азовскому морю еще в прошлом году. Уже начинается продажа путевок на эти суда по тем же маршрутам на навигацию 2008 года. И уж совсем непонятно, что ожидается на "золотой" линии Москва – Санкт-Петербург? Ладога и Онега на первый взгляд не моря! Но не только специалисты речфлота, но и бывалые моряки говорят, что шторма там покруче азовских!  И что парадоксально, по этому маршруту года три назад начали курсировать чешские трехдечные теплоходы, построенные в Чехословакии в середине прошлого века!!! Именно этих "чехов" Российский речной регистр в советские времена на пушечный выстрел не подпускал к Волго-Балтийскому пути из-за того, что центр тяжести на судах этого проекта 26-37 расположен гораздо выше, чем положено для плавания по бурным озерам, а значит, остается риск перевернуться и на сей раз не с щебенкой или серой, а с людьми!

Почему дряхлеющий флот резко "помолодел" за последние годы – остается только догадываться, возможно, даже не с трех раз, а с одного! Но упаси Боже что-нибудь произойдет с "модернизированным" пассажирским лайнером в Ладоге или Онеге, опять виноват будет капитан!

Скоро весна. В акваториях затонов, где зимует флот, появятся бесконечные комиссии, которые будут принимать суда и вводить в эксплуатацию. После определенных и почти ритуальных процедур заинтересованными лицами будут собраны подписи не менее заинтересованных чиновников и все пойдут провожать пароходы в первый рейс. Каким он станет, а за ним и все последующие, зависит от того, будут ли ответственные лица руководствоваться интересами  чистой коммерции или все же в основу ляжет безопасность?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру