Детсады признаны неконституционными

Родители и педагоги возмущены системой детского дошкольного образования.

22 ноября 2007 в 15:06, просмотров: 630

В среду в Госдуме прошли общественные слушания «Дошкольное образование: дети, педагоги, родители». Родители, педагоги и представители профсоюзов констатировали: российская система детских садов развалена. Количество очередников в детские дошкольные учреждения страны измеряется сотнями тысяч, и для многих перспектива попасть туда до школы более чем сомнительна. 

Это прямое нарушение конституционного права граждан на доступное, качественное бесплатное дошкольное образование, подчеркнули участники слушаний и потребовали, чтобы президент страны немедленно восстановил справедливость. 

По словам первого зампреда комитета по образованию Госдумы  4-го созыва Олега Смолина, «еще 20 лет назад советская система дошкольного образования считалась лучшей в мире. Однако за последние 15 лет она понесла существенные утраты и едва избежала полного разгрома. Повсеместный захват зданий детских садов частными структурами привел к острой нехватке мест в детских дошкольных учреждениях. Ее масштаб таков, что начал угрожать росту рождаемости».

Даже сравнительно благополучная Москва за последние 12 лет лишилась около 600 детских садов, сообщил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Некоторые перешли во владение коммерческих структур, другие, по его данным, были разрушены, а их место использовано под «точечную» застройку. Теперь московское правительство пытается наверстать упущенное, ежегодно вводя по 100 новых детских садов. Между тем очередь в детские дошкольные учреждения не рассасывается, и на 1 сентября 2007 года составила 28,5 тыс. человек, напомнил он. 

Пострадало и содержание дошкольного образования, дополнила картину замдиректора Института развития дошкольного образования РАО Елена Землянская. Детсадовские программы неузнаваемо изменились: на смену дошкольному образованию пришло предшкольное, построенное на «занудной» школьной методике. «Фактически учебная деятельность начинается теперь не со школьного, а с более раннего возраста. А это очень опасно!»-- подчеркнула она. Таким образом, «школа подмяла под себя детский сад,-- считает председатель совета директоров средних школ России Яков Турбовской. -- А недоигравший ребенок хорошо учиться не будет»,-- утверждает он.  

Главным же «узким местом» системы детских дошкольных учреждений остается кадровый вопрос, считает первый зампред Московского городского профсоюза работников народного образования и науки России Марина Иванова. «Воспитатели детских садов – самые социально незащищенные из всех работников образования, и так получающих на 30-50% меньше других бюджетников. В среднем зарплаты работников детских дошкольных учреждений ниже учительских на 3-4 тыс. рублей: в том числе 23% получают меньше прожиточного минимума, а еще 43% едва достигают его»,-- сообщила она. Фактически сотрудники детских садов существуют на грани выживания, а потому «постоянно испытывают депрессию, усталость, неудовлетворенность жизнью. Понятно, что в таких условиях они не могут работать качественно и с полной отдачей»,-- считают в профсоюзах. 

Есть и другая сторона проблемы. Социальная незащищенность и нищенские зарплаты воспитателей детских садов приводят к негативному отбору кадров для работы в системе дошкольного образования. Причем проявляется он уже на стадии получения среднего педагогического образования. По данным председателя совета директоров педагогических колледжей Москвы Галины Капустиной, 75% студенток приходят туда из малообеспеченных семей. Причем большинство из них  не собираются оставаться в системе после окончания колледжа (по данным Московского профсоюза работников образования, с начала нового учебного года в детские сады столицы прибыли всего 400 выпускниц педагогических колледжей из 1,8 тыс. Причем каждая десятая уйдет оттуда в течение первых же трех лет работы).  

Таким образом, в детские сады попадают самые неудачливые -- те, кто не смогли найти себе никакую другую работу. Между тем педагогам с перманентным чувством неудовлетворенности и комплексом неполноценности никогда не воспитать из ребенка, конкурентоспособного, успешного взрослого. А ведь именно в их руках весь день находится большинство детей дошкольного возраста, предупреждают психологи.



Партнеры