Несварение миллионов

Регионы-победители нацпроекта «Образование» не могут потратить выигранные гранты.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко провел видеоконференцию с четырьмя победителями главного конкурса нацпроекта «Образование» - на комплексную модернизацию образования региона. О том, что сделано и какие проблемы возникли, пред ним отчитались Астраханская и Волгоградская области, Краснодарский край и Северная Осетия. 

Услышанное, по словам министра, его порадовало. И прежде всего – начало реального перехода на подушевое финансирование школы и введение новой системы оплаты труда учителей. По словам участников, учительские зарплаты на местах перестали зависеть от количества проведенных уроков, увеличившись при этом в среднем на 25%. А самые лучшие педагоги стали получать чуть ли не вдвое больше, чем прежде, уверяют они. Таким образом, по словам Фурсенко, налицо «серьезные результаты» -- причем «не потемкинские деревни, а реальные достижения модернизации образования». 

Одновременно, правда,  высветились и проблемы, с которыми столкнулись практически все регионы-победители. А некоторые из них приняли столь устойчивый характер, что превратились в непременный атрибут обсуждения конкурса регионов. «Сложилась очень непростая ситуация»,-- признал глава Минобрнауки. 

Как оказалось, за год с лишним участия в конкурсе большинство территорий так и не научились с толком пользоваться многомиллионными средствами, выигранными ими же в качестве грантов. По данным Минобрнауки, на конец ноября подавляющее большинство победителей конкурса израсходовали лишь 20-30% федеральных средств (с тратой местных фондов дело обстоит лучше). А некоторые из них фактически и не начинали тратить гранты -- Северная Осетия, например, израсходовала всего 2% выделенной ей суммы. На то, чтобы израсходовать остальные средства, этому и другим регионам-победителям осталось меньше месяца. Все, что не будет потрачено до 20 декабря 2007 года, по существующему закону, вернется в государственную казну, а, значит, будет потеряно для республиканской системы образования. 

На местах сложившуюся ситуацию объясняют несостыковками финансового законодательства и утверждают, что сроки принятия региональных бюджетов не оставляют времени для реализации нацпроекта. Отчасти то верно. Однако главная проблема, считает глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, заключается в неумении регионального руководства образованием с толком распорядиться крупными суммами. (В Северной Осетии, кстати, полная беспомощность в этом вопросе стоила кресла прежнему министру образования -- его, рассказал Фурсенко «МК», недавно сняли как «несправившегося»). «Деньги надо уметь потратить. Мы их не разбазариваем, а используем на дело. А это очень трудная задача»,-- подчеркнул федеральный министр. 

Окончательно прояснилась и «цена» перехода на передовую систему оплаты труда учителей. Она оказалась немалой: в регионах начали закрывать «нерентабельные» школы и сокращать педагогов. Причем школа поставлена в такие финансовые условия, что сама заинтересована в том, чтобы избавиться от «лишних» педагогов, набив в классы побольше учеников. 

Так, в Краснодарском крае за неполный год были ликвидированы 68 школ и сокращены 1,5 тыс. учителей. Некоторые школы, например, в Краснодарском крае, избавились сразу от 12% прежнего штата. Большая часть уволенных, по словам краевых властей, отправилась на пенсию. А остальные были вынуждены трудоустроиться с понижением квалификации – воспитателями детских садов и яслей. Их зарплаты поделили оставшиеся: вместо предполагавшегося повышения на 25%, их зарплаты возросли в среднем на 37%. Любопытно, что больше всех от сокращений выиграли директора школ. Их зарплаты растут опережающими темпами -- в Северной Осети, например,  при среднем росте учительских зарплат на 25%, директорские выросли более чем на 27%, причем у четверти директоров школ они увеличились более, чем вдвое. 

Пик «оптимизации» численности учителей придется на 2008 год, сообщил «МК» глава службы мониторинга конкурса регионов Александр Адамский (по его оценке, на будущий год работы лишатся порядка 3-5% учителей). А «это -- очень болезненный вопрос»,--признал он. «Кого именно будут сокращать, решит сама школа, так что конфликты неизбежны. Однако их перерастания в склоку можно избежать: во-первых, процесс отбора кандидатов на увольнение должен быть гласным и прозрачным. Во-вторых, в нем должно быть как можно больше участников: школьная администрация, родители, профсоюз, школьные советы. Все они и разделят ответственности за принимаемые решения»,-- рассказал он «МК». 

К рекомендациям стоит прислушаться. 14 ноября 2007 года был объявлен новый конкурс регионов на комплексную модернизацию образования. Как ожидается, его победителями станет еще 21 российский регион, а общее количество «модернизаторов» местных систем образования превысит 40. В 2009 году, по оценке Минобрнауки, на новую систему перейдет вся страна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру