Подлетное время

Российские военные боятся не того оружия США, которого следовало бы

28 ноября 2007 в 08:50, просмотров: 640

Последние несколько дней отечественные средства массовой информации наводнены сообщениями о новом американском супероружии, на создание которого Конгресс США якобы уже выделил огромные средства. Речь в публикациях шла о некоем гиперзвуковом "космическом бомбардировщике" Falcon. MK.Ru посчитал своим долгом разобраться с таинственным "бомбардировщиком".

Действительно, в середине ноября в газете The Washington Post была опубликована заметка, в которой утверждалось, что в отчете о конференции Палаты представителей и Сената США по поводу военного бюджета на следующий фискальный год отдельного упоминания удостоилась программа создания летательного аппарата, способного в течение нескольких минут доставить в любую точку мира крылатые ракеты с обычными боеголовками для поражения наземных целей. В материалах Конгресса утверждалось, что на эти цели военным будет выделено в 2008 году 100 миллионов долларов, причем ради реализации этой программы будет существенно сокращено финансирование других перспективных проектов, вроде создания нового поколения межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Trident.

По утверждению газеты, дополнительные инвестиции предполагается выделить Агентству по исследованиям в области передовых оборонных проектов Пентагона (DARPA), разрабатывающему совместно с ВВС концепцию Force Application and Launch from CONUS (FALCON), как раз и предполагающую создание серии суборбитальных летательных аппаратов. Что же представляет из себя данная концепция? В двух словах, речь идет о создании БПЛА многоразового использования, который должен развивать скорость, во много раз превосходящую скорость звука, а его полезная нагрузка будет превышать несколько тонн. БПЛА будет разгоняться при помощи особого ускорителя, выходить в верхние слои стратосферы, на определенном участке полета осуществлять пуски ракет и после выполнения задания совершать посадку на обычном военном аэродроме.

Решение об ускорении работ по созданию подобных летательных аппаратов было принято после начала военной операции в Афганистане, когда руководством страны была осознана необходимость сверхмобильных вооружений, способных в предельно сжатые сроки решать оперативные задачи. Наглядным примером несоответствия существующих видов оружия задачам современного боевого пространства стала одна из попыток уничтожения Осамы бен Ладена. После получения разведывательной информации о нахождении террориста номер один в лагере боевиков на территории Афганистана с борта авианосца была запущена крылатая ракета Tomahawk, преодолевшая расстояние до цели за два часа и поразившая лагерь уже после того, как бен Ладен его благополучно покинул.

В декабре 2002 года DARPA и ВВС приступили к разработке в рамках уже существующей программы по созданию многоцелевого аэрокосмического комплекса Common Aero Vehicle (CAV) проекта с условным названием FALCON. Создание отвечающего новым требованиям БПЛА, способного взлетать с обычного аэродрома, преодолевать расстояние в 9000 миль не более чем за два часа и нести на борту различные типы высокоточного оружия общим весом до 6 тонн, должно было быть проведено в несколько этапов.

Подрядчикам, среди которых оказались такие компании, как Andrews Space Inc., Boeing Co., Lockheed Martin Corp. и Northrop Grumman Corp., поручалось создать дизайн БПЛА, разработать общую концепцию его применения, составить подробный перечень требуемых технологий и план испытаний. Главным ударным элементом нового комплекса должны стать уже упоминавшиеся CAV, опытные образцы которых будут наделены поистине фантастическими характеристиками: при полезной нагрузке в 500 килограммов они будут способны поражать цели, находящиеся на расстоянии в пять тысяч километров менее чем через 15 минут после запуска с борта БПЛА. Аппараты CAV будут снабжены термозащитой для безопасного прохождения плотных слоев атмосферы на скорости в... 25 Мах (25 кратное превышение скорости звука).

В июне 2007 года были проведены первые наземные испытания двигателей гиперзвукового летательного аппарата X-51A. На конец 2008 – начало 2009 года намечены испытания второго образца, созданного в рамках проекта FALCON. Предполагается, что аппарат HTV-2 будет разогнан до скорости в 22 Мах и после часа полета благополучно приземлится в заранее определенном квадрате Тихого океана. На третьем этапе тестов, которые состоятся в конце 2009 года, прототип гиперзвукового БПЛА должен стартовать со взлетного комплекса NASA Wallops Flight Facility и совершить часовой перелет, маневрируя на скорости до 10 Мах. Во время этих испытаний будут опробованы системы управления, а также заменяемые теплозащитные панели.

Таким образом, все разговоры в отечественной прессе о создании "космического бомбардировщика" являются пока лишь высосанной из пальца сенсацией, упавшей на благодатную почву. До реального боевого применения подобных летательных аппаратов еще далеко. Однако масштаб работ и уровень инвестиций в развитие подобных проектов не оставляют сомнений в том, что рано или поздно БПЛА, способные совершать суборбитальные полеты на скоростях, во много раз превышающих скорость звука, станут реальностью.

Причем речь идет не только о военном применении таких аппаратов. Еще в 2004 году NASA провело успешные летные испытания прототипа аппарата под названием X-43A, в процессе которых контрольная модель достигла скорости в 7 Мах.

Но если уж вести разговоры о национальной безопасности, то развитие именно военных программ подобного плана у потенциальных противников, к которым у нас по привычке относятся страны НАТО, должно заботить высоких военных чинов куда больше, чем активно эксплуатируемая политтехнологами американская система ПРО.

Но объяснение потенциальному электорату опасности, которую могут представлять аппараты, способные в считанные минуты уничтожить обычными зарядами командную инфраструктуру, системы связи и даже хорошо укрепленные бункеры, – дело неблагодарное и, с точки зрения предвыборных технологий, невыгодное. Чего доброго, могут возникнуть вопросы о принимаемых ответных мерах. А с этим все не очень хорошо. Слишком наукоемко и требует больших усилий. Гораздо проще пугать избирателя старыми добрыми ракетами, страх перед которыми впитала память нескольких поколений наших соотечественников.

Испытание модели X-43A Scramjet:



Партнеры