ПОЗА ПРОСИТЕЛЯ

Какая часть тела поможет получить хорошую работу

30 ноября 2007 в 12:52, просмотров: 696

Скромность — украшение для незамужних дев и истинных гениев. А вот современному карьеристу она вовсе не к лицу: ведь чем ярче и убедительнее умеешь рассказать о своих достоинствах на собеседовании, тем выше шансы получить хорошую работу. Впрочем, психологи утверждают, что разговаривать с нанимателем эффективнее не на великорусском, а… на языке жестов. Он, по словам специалистов, несет в себе гораздо больше информации, чем тысячи сказанных нами слов. Главное — научиться использовать телодвижения себе во благо.

Сам себе экстрасенс

— Интуиция — это и есть способность человека воспринимать язык жестов окружающих людей, — убежден старший менеджер одной из крупнейших московских компаний по продаже компьютерной техники Николай. — Взгляните на человека, когда он произносит пламенную речь, и вам либо сразу захочется верить ему, либо — нет…. Уже потом мы прислушиваемся к словам — логичности доводов и аргументов. Но сначала в нас говорит не здравый смысл, а внутренний голос — это подсознание распознает лжеца или правдивого человека по жестам, улыбке, взгляду.

Язык жестов Николай начал осваивать два года назад — тогда он впервые побывал на психологическом семинаре, посвященном этой тематике. Сначала молодой человек не слишком-то доверчиво отнесся к теории о том, что жесты влияют на восприятие личности окружающими, но после занятия все-таки попробовал применить кое-какие приемы на практике. В результате Николаю удалось в два счета найти новую высокооплачиваемую работу. А уже через полгода молодой человек добился от своего шефа повышения. Теперь язык жестов Николай изучает самостоятельно: просто наблюдает за тем, как ведут себя люди в тех или иных ситуациях, и делает полезные выводы.

— Оказалось, что если научиться использовать знания о невербальном общении осознанно, можно не только читать мысли других людей по их жестам, — говорит он, — но и завоевывать их расположение, что, кстати, может очень пригодиться тем, кто ищет работу и постоянно путешествует по “собеседованиям”.

Ловкость рук и никакого мошенничества

Выучить язык жестов “с нуля” не так легко, как кажется: важную роль здесь играют не столько значения отдельных движений, сколько их интерпретация.

— Как и любой другой язык, язык тела состоит из множества слов, — говорит психолог Анна Погонина. — Слова — это жесты, которые выстраиваются в целые предложения. Так же, как и значение слов, значение жестов можно понимать в зависимости от контекста.

К примеру, принято считать, что человек, который держит руку около рта и при этом говорит с кем-то, обманывает собеседника — он как бы интуитивно прикрывает язык рукой, бессознательно пытаясь преградить путь лжи, вырывающейся из его уст. Но если трактовать этот жест не сам по себе, а в каком-то определенном окружении жестов, получится совсем другая картина. Так, например, человек, сидящий с плотно скрещенными ногами и подпирающий рукой подбородок, при этом держащий указательный палец у губ, вовсе не думает никого обманывать: он критически настроен по отношению к своему собеседнику и скорее всего мало доверяет тому, что тот ему говорит.

Значение жестов меняется в зависимости не только от контекста, но и от ситуации, в которой оказался человек. Скажем, если пассажир на автобусной остановке зимой разговаривает с вами, плотно скрестив руки на груди, то не стоит думать, будто он не хочет с вами разговаривать (а именно так расценивают этот жест психологи). Скорее всего он просто замерз.

— Тем, кто ищет работу, полезно знать лексику делового языка жестов, — говорит Анна Погонина. — Она так же, как и бизнес-лексика русского и английского языков, имеет свои особенности и тонкости. Зная, какие жесты несут в себе негативный заряд, а какие позитивный, можно научиться располагать к себе рекрутеров и боссов.

Конечно, для того чтобы совершенно уверить работодателя в собственной гениальности, нужно долго тренироваться, говорит Анна. Но создать о вас положительное впечатление с первого раза — можно довольно легко.

Как давать пять

Начнем с приветствия. Ведь каждому, кто пришел на собеседование, так или иначе придется здороваться. Как минимум дважды — сначала с менеджером по персоналу, затем — с будущим шефом. Ну а если совсем “повезет”, то своим приветствием придется осчастливить даже самого грозного руководителя — гендира.

Традиционным рабочим приветствием давно стало рукопожатие — причем это приветствие используют как дамы, так и представители сильного пола. Казалось бы — чего уж там хитрого? Подошел, протянул руку и сел за стол. Но, оказывается, не все так просто. На самом деле у вас есть целых три варианта: вы можете протянуть руку ладонью вверх, можете — ладонью вниз, а можете оставить кисть в вертикальном положении.

— Протягивая руку ладонью вверх, вы как бы говорите: рад вас видеть, открыт для работы и предоставляю вам слово, — говорит специалист бизнес-тренинга, посвященного изучению языка жестов Светлана Горохова.

— Такой жест подсознательно воспринимается работодателем как проявление покорности. Пожмите руку таким образом — и дадите почувствовать будущему шефу, что в вашей компании он будет чувствовать себя комфортно, хозяином ситуации. Еще лучше, если, подавая руку, ладонь вы отставите в вертикальном положении.

Такое приветствие называется “рукопожатием равных”. Вы как бы говорите собеседнику: вы мне нравитесь, отлично сработаемся, при этом, оставаясь совершенно нейтральным — не доминируя, но и не позволяя при этом брать верх над вами.

А вот кисть ладонью вниз лучше никогда не подавать: она выдает сильную натуру, склонную к лидерству.

Начальник может подсознательно воспринять этот жест неправильно и почувствовать в вас конкурента.

В том или ином случае рукопожатие должно быть крепким и уверенным: оно говорит том, что вы спокойны и уравновешенны, уверены в своих силах и готовы справиться с любой предложенной ситуацией.

Не накладывайте на себя руки!

Любое собеседование, за редким исключением приема на работу дрессировщика или, скажем, альпиниста, в конечном счете сводится к стулу или креслу. Усидеть на собеседовании спокойно довольно сложно: нет-нет и начнешь ерзать. Всегда волнительно, как воспринимает вас собеседник, насколько ему понравилось ваше резюме, какие выводы из него он уже сделал. Но выдать свое нетерпение — значит практически потерять шансы получить хорошее место. Доверию работодателю внушают только уравновешенные люди.

Пока менеджер по персоналу внимательно рассматривает ваше резюме, сядьте прямо и расправьте плечи.

Ноги не скрещивайте и не закидывайте одну на другую: это признак того, что вы не хотите быть до конца откровенны с собеседником. Руки лучше положить прямо перед собой, ни в коем случае не сводя вместе — скрещенные на груди кисти свидетельствует о вашем страхе и нежелании отвечать на вопросы.

— Так называемые закрытые жесты, когда собеседник в буквальном смысле этого слова накладывает на себя руки или сжимает ноги, негативно настраивают работодателя, — говорит Светлана Горохова. — Их лучше вообще никогда не использовать.

— Старайтесь улыбаться и, рассказывая подробности своего резюме, смотреть перед собой прямо и открыто, — советует Анна Погонина. — Так вы настроите человека на открытый контакт и дадите ему понять, что говорите абсолютную правду.

Правило носа

Кстати, именно взгляд — одна из важнейших составляющих делового лексикона жестов. Очень важно глядеть нанимателю прямо в лицо, не переводя взгляд на стены.

— Чтобы ваши глаза не блуждали по потолку, представьте, что на лице собеседника очерчен треугольник, углы которого — это оба глаза и кончик носа, — говорит Анна Погонина. — Попытайтесь сосредоточиться на этой зоне и не заходить глазами за ее пределы. Ваш наниматель, ощутив на себе такой взгляд во время разговора, подсознательно воспримет его как взгляд очень уверенного в себе профессионала. Если опустить глаза чуть ниже кончика носа собеседника, это подтолкнет его к более дружескому, откровенному разговору. Хороший прием, если вы хотите, чтобы ваш будущий шеф проникся к вам искренней симпатией: ведь такой взгляд призван расположить человека к откровенной беседе. Но он скорее будет уместен, когда речь зайдет о ваших личных увлечениях. Об опыте работы, глядя так на собеседника, лучше не говорить: это будет неуместно.

И еще. Ни в коем случае не опускайте взгляд ниже подбородка вашего потенциального шефа: такая “стрельба глазками” может быть истолкована собеседником как оценка внешнего вида или проявление высокомерия, что, конечно, не то что шефу — любому человеческому существу может быть очень не по нраву.

Что давит на психику

Если собеседование проходит за столом, у вас — как у соискателя — больше возможностей скрыть свои недостатки — маленькое пятнышко на брюках, нечищеные ботинки и, например, скрещенные ноги или сжатые в плотный кулак кисти.

С другой стороны, стол — это психологический барьер, создающий между собеседниками напряженную обстановку. И кому, как не многострадальному соискателю, знать, сколько неудобств создает “большая дура” для переговоров? Трудно передать из рук в руки резюме, неудобно говорить, когда собеседник сидит на большом расстоянии, нет возможности показать что-то на компьютере. Стол своей массой как бы давит на психику, заставляя вас чувствовать себя почти беспомощным. Кстати, профессионалы говорят, что некоторые начальники специально выбирают в свои кабинеты мебель побольше, чтобы сотрудник, сидя за ним, чувствовал себя наименее комфортно.

Чтобы стол не стал проблемой, на время собеседования предложите вашему будущему шефу или рекрутеру сесть рядом с ним — под тем предлогом, чтобы продемонстрировать резюме или какие-нибудь отчеты, фотографии, — советует Светлана Горохова. — Если такой возможности нет, возьмите в руки свое резюме и передайте начальнику на его половину стола — таким образом вы наладите невербальный контакт с ним. Папка с анкетой в этом случае становится как бы “пограничным” предметом между двумя вашими территориями и связывает вас как ниточка.

Козырная дразнилка

Еще один способ расположить к себе потенциального босса — начать незаметно “передразнивать” его. Просто примите такую же позу, как у нанимателя, и заметите сами, что наниматель начнет больше улыбаться, разговаривать более открыто.

Копирование жестов — это сигнал, который даст подсознанию вашего собеседника понять, что вы полностью разделяете его взгляды на вещи и в общем-то вы свой парень. Правда, есть у такой методики и свои минусы.

— Копированием злоупотреблять нельзя, — говорит Светлана Горохова. — Скажем, если ваш будущий шеф или рекрутер забросил ногу на ногу и откинулся в кресле, при этом подняв локти вверх, копировать этот жест по меньшей мере очень странно — слишком свободная поза для подчиненного. Так же нелепо будет, если вы начнете повторять почесывания босса или его ковыряния в ушах и носу. Это уже просто неприлично, и при взгляде на вас босс может не понять, что на самом деле видит лишь свое отражение.

Откуда деньги растут?

Кульминационный момент интервью — разговор о зарплате. Это едва ли не самый тонкий и пикантный момент собеседования. Если вы приступили к этой теме, придется следить в основном не за своими жестами, а за тем, как реагирует на ваши вопросы начальник.

— Если шеф сулит вам большой и стабильный оклад, одновременно потирая веки или нос или дотрагиваясь до уха, значит — дело плохо: скорее всего вас бесстыдно обманывают, — говорит Анна Погонина. — Ведь такие прикосновения чаще всего свидетельствуют о том, что человек не уверен в том, что он говорит. Ну а если шеф, активно жестикулируя руками и демонстрируя запястья, рассказывает вам о постоянных повышениях и премиях, это признак того, что он с вами искренен. Так что не упустите свой шанс: за такое место надо хвататься обеими руками.

кстати

КАК УЗНАТЬ, О ЧЕМ ДУМАЕТ ШЕФ НА СОБЕСЕДОВАНИИ

4 Если он положил руки на стол, а затем, соединив кончики вытянутых пальцев, оторвал кисть от стола и расположил руки в виде шпиля, босс однозначно занят принятием важного решения. А вот какого — зависит от того, что за жесты сопровождают это конкретное движение.

4 Если на лице босса довольная улыбка и он кивает вашим словам — скорее всего он думает о вас как о явном претенденте на должность. Если же взгляд его смотрит как бы мимо вас и лицо угрюмо, ваши способности босс явно не оценил по достоинству.

4 Если наниматель подпирает ладонью подбородок, склонив голову на бок, переходите на другую тему — он явно заскучал.

4 Если босс постоянно теребит запонки, пуговицы на рукавах рубашки или часы, скорее всего он не согласен с той точкой зрения, которую вы высказываете. Поговорите о чем-нибудь нейтральном, чтобы его расслабить — например о погоде за окном.

4 Если ваш собеседник барабанит пальцами по столу, он явно ждет кого-то или чего-то. Лучше справиться о том, сколько времени у вас еще есть на доклад и не лучше ли перенести встречу.

4 Если шеф склонил голову и слегка развернул свое кресло в вашу сторону, скорее всего его заинтересовало то, что вы говорите. Еще Дарвин подметил, что человек, как и животное, склоняет голову тогда, когда что-то привлекает его внимание.

4 Если босс глядит на вас поверх очков, это вовсе не значит, что он относится к вам критически. Скорее всего у нанимателя просто проблемы со зрением. Видеть в очках для чтения человека, сидящего напротив, довольно проблематично. Именно поэтому он смотрит поверх них, а у вас создается впечатление, что он оценивает ваше поведение или слова негативно.

4 Если босс поглаживает подбородок, значит, в этот момент он принимает важное решение или раздумывает над тем, как ответить на ваш вопрос. Жест готовности (руки уперты в колени, тело немного наклонено вперед) в сочетании с этим движением и легкой улыбкой — это хороший знак. Скорее всего сейчас вам объявят, что вы приняты на работу и пожмут руку.



Партнеры