Ученые выяснили, чем опасно зачатие в пробирке

Насколько безопасны вспомогательные репродуктивные технологии? Специалисты НИИ медицинской генетики Томского научцентра СО РАМН попробовали разобраться в аспекте безопасности ВРТ – риске возникновения болезней геномного импринтинга.

Геномный импринтинг реагирует на внешние факторы, и исследователи ожидали, что вспомогательные репродуктивные технологии могут на него повлиять. Первый пример такого влияния обнаружили в экспериментах по искусственному оплодотворению животных. У крупного рогатого скота и овец после культивирования эмбрионов иногда развивается "синдром крупного потомства", которое зачастую весит раза в два больше нормы. Другой важный признак – повышенная смертность плодов в ходе беременности и при родах, причем беременность протекает долго, а роды тяжелые. У погибших плодов и новорожденных отмечаются патологии внутренних органов. "Синдром крупного потомства", вызванный нарушением геномного импринтинга, внешне очень похож на человеческий синдром Видемана – Беквита, возникающий по той же причине. При этом синдроме дети рождаются очень крупные и с множественными патологиями. Обычно на 12–15 тысяч новорожденных приходится один такой случай, но среди детей, родившихся с помощью ВРТ, это происходит в несколько раз чаще.

Ученые предлагают несколько гипотез, объясняющих, почему при ВРТ болезни геномного импринтинга возникают чаще, чем при традиционном способе зачатия. Во-первых, на процесс могут повлиять методические особенности искусственного оплодотворения. При экстракорпоральном оплодотворении женщинам делают инъекцию гормонов, чтобы стимулировать овуляцию. Возможно, что гонадотропины ускоряют созревание яйцеклеток, еще не успевших завершить процесс геномного импринтинга. В некоторых случаях яйцеклетки приходится перед оплодотворением культивировать в питательной среде, а после оплодотворения на них подращивают эмбрионы, прежде чем пересадить в материнский организм. Состав питательной среды и отсутствие сигналов, которые в норме поступают из материнского организма, также могут повлиять на геномный импринтинг, который идет и в созревающей яйцеклетке, и в развивающемся эмбрионе. Не исключено, что на характер разметки генома может влиять криоконсервация половых клеток и эмбрионов, которую нередко практикуют.

Во-вторых, ВРТ позволяет произойти событиям, которые никогда не произошли бы естественным путем. Так, при гормональной стимуляции могут созревать "неправильные" яйцеклетки, которые вряд ли созрели бы в естественном цикле. Дефекты импринтинга могут иметь и сперматозоиды. Обычно у них пониженная фертильность, но для искусственного оплодотворения их могут использовать и тогда беды не миновать. Наконец, искусственное оплодотворение делает возможным рождение больных детей у бесплодных супружеских пар, которые имеют предрасположенность к болезням геномного импринтинга.

В настоящее время среди ученых нет единодушного мнения по поводу ВРТ и болезней геномного импринтинга. Одни полагают, что рождение "из пробирки" больных детей – событие крайне редкое и не может служить основанием для отказа от искусственного оплодотворения. Их оппоненты считают, что известные нам случаи нарушения геномного импринтинга – лишь видимая часть айсберга. Мы слишком многого не знаем, а риск рождения детей с дефектами импринтинга хоть и невелик, но значителен. Поэтому необходимо исследовать проблему и сделать экстракорпоральное оплодотворение безопасным во всех отношениях.

О возможных последствиях "зачатия из пробирки" российские ученые рассуждают в журнале "Генетика", сообщает агентство научных новостей Информнаука.

Справка. Геномный импринтинг – широко распространенное у млекопитающих явление, состоящее в том, что некоторые гены в половых клетках родителей особым образом "метятся" (например, путем метилирования цитозиновых оснований). "Помеченный" ген у потомства просто-напросто не работает. Некоторые гены отключаются в сперматозоидах, другие в яйцеклетках. В результате часть признаков потомство наследует только от матери (если соответствующие гены отключены в сперматозоидах), часть – только от отца (если ген отключен в яйцеклетке). В половых клетках потомства старые метки удаляются и заменяются новыми. В результате у внуков могут проявиться признаки деда или бабки, которые не были выражены у родителей. Импринтинг – это пример так называемой эпигенетической, или надгенетической, наследственности, то есть наследственных свойств, не связанных с изменением основной структуры генов – последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК.