Во всем многообразии проблем российской культуры, пожалуй, нет более непролазно сложной темы, чем "судьба объектов культурного наследия федерального значения (ОКН)". А по простому – старинных дворянских усадеб, купеческих особняков, торговых рядов, церквей, – числом свыше 25 000! Где взять деньги на реставрацию, по сути, целого антикварного города? Пару лет назад Минкульт решил ознакомиться с европейским опытом и вместе с Германией затеял Программу по сохранению ОКН на основе государственно-частного партнерства. О результатах столь значимого проекта между Евросоюзом и РФ вчера рассказал замминистра культуры Дмитрий Амунц.
…Итак, решили перенять "передовой европейский опыт". Но почему именно у немцев? Их путь оказался наиболее близок, ибо они после объединения вынуждены были решать вопросы сохранности большого числа памятников из восточно-германских земель, привлекая внебюджетные средства. А что у нас?
А у нас, по словам г-на Амунца, "доля ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет в 2007 году около 28%" от их общего числа. А динамика расходов на сферу культуры до 2010 года такова, что "после реализации знаковых реставрационных проектов, таких, например, как Мариинский и Большой театры, общее число средств, выделяемых на культуру федеральным бюджетом, будет уменьшаться", хотя инвестиции в ОКН нужны в еще большем объеме, чем сегодня.
– Вот давайте прикинем, – размышляет Дмитрий Амунц, – если четверть объектов находится в удовлетворительном состоянии, значит остается примерно 18 000 памятников, требующих восстановления. В среднем на реставрацию одного объекта нужен 1 миллион евро. Умножаем и получаем 18 миллиардов евро или 600 миллиардов рублей на восстановление всего культурного наследия. Но для российского бюджета это – совершенно неподъемная сумма.
Поэтому Минкультуры видит выход именно "в широком применении механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП)". Если общее число объектов федерального значения в РФ составляет 25 757, то более трети из них, по мнению Амунца, привлекательны для вовлечения в хозяйственный оборот. А немцы как раз в таком "вовлечении" преуспели.
– Каковы же результаты вашей совместной программы?
– Во-первых, мы изучили законодательство Германии, – говорит замминистра, – и постарались использовать этот опыт по части внесения предложений в изменение наших законов, касающихся сохранения ОКН. Во-вторых, начали совместную подготовку менеджеров по управлению объектами культурного наследия, а это одна из ключевых проблем сегодня! И, в-третьих, реализуем конкретные пилотные проекты по концепции развития музея-усадьбы "Ясная Поляна", усадьбы Лермонтовых-Столыпиных "Середниково" и других объектов.
Не менее актуальный вопрос – кто станет собственником части объектов в ближайшее время. Для примера замминистра привел такую зарисовку. Стоит где-нибудь (не будем называть регион) старинная усадьба, вся обветшала. У Центра денег на ее реставрацию нет. Люди подходят к губернатору, интересуются: "А что это все ваши усадьбы, памятники такие разрушенные?". А губернатор и отвечает: "А памятники, простите, в федеральной собственности, и по бюджетному кодексу не имею права их финансировать".
– Хочу подчеркнуть позицию Минкульта, – говорит Амунц, – к нашему сожалению, федеральный уровень оказался не очень эффективным управляющим объектами. Поэтому, по взаимным договоренностям с большинством губернаторов, мы ведем непростую работу по рассмотрению возможности передачи ОКН федерального значения в собственность субъектов РФ.
Ну и самый нервный аспект: когда все проблемы с собственниками и деньгами будут решены, насколько качественно будут проведены реставрационные работы? Ведь в иных случаях руины да развалины, ибо они настоящие, представляют собой куда большую культурную ценность, чем последующий новодельный "евроремонт", полностью стирающий отголоски былой эпохи…