Тяжкое бремя истории

Где взять 600 миллиардов рублей на восстановление объектов культурного наследия?

 Во всем многообразии проблем российской культуры, пожалуй, нет более непролазно сложной темы, чем "судьба объектов культурного наследия федерального значения (ОКН)". А по простомустаринных дворянских усадеб, купеческих особняков, торговых рядов, церквей,числом свыше 25 000! Где взять деньги на реставрацию, по сути, целого антикварного города? Пару лет назад Минкульт решил ознакомиться с европейским опытом и вместе с Германией затеял Программу по сохранению ОКН на основе государственно-частного партнерства. О результатах столь значимого проекта между Евросоюзом и РФ вчера рассказал замминистра культуры Дмитрий Амунц.

…Итак, решили перенять "передовой европейский опыт". Но почему именно у немцев? Их путь оказался наиболее близок, ибо они после объединения вынуждены были решать вопросы сохранности большого числа памятников из восточно-германских земель, привлекая внебюджетные средства. А что у нас?

А у нас, по словам г-на Амунца, "доля ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет в 2007 году около 28%" от их общего числа. А динамика расходов на сферу культуры до 2010 года такова, что "после реализации знаковых реставрационных проектов, таких, например, как Мариинский и Большой театры, общее число средств, выделяемых на культуру федеральным бюджетом, будет уменьшаться", хотя инвестиции в ОКН нужны в еще большем объеме, чем сегодня.

– Вот давайте прикинем, – размышляет Дмитрий Амунц, – если четверть объектов находится в удовлетворительном состоянии, значит остается примерно 18 000 памятников, требующих восстановления. В среднем на реставрацию одного объекта нужен 1 миллион евро. Умножаем и получаем 18 миллиардов евро или 600 миллиардов рублей на восстановление всего культурного наследия. Но для российского бюджета  это – совершенно неподъемная сумма.

Поэтому Минкультуры видит выход именно "в широком применении механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП)". Если общее число объектов федерального значения в РФ составляет 25 757, то более трети из них, по мнению Амунца, привлекательны для вовлечения в хозяйственный оборот. А немцы как раз в таком "вовлечении" преуспели.

Каковы же результаты вашей совместной программы?

– Во-первых, мы изучили законодательство Германии, – говорит замминистра, – и постарались использовать этот опыт по части внесения предложений в изменение наших законов, касающихся сохранения ОКН. Во-вторых, начали совместную подготовку менеджеров по управлению объектами культурного наследия,  а это одна из ключевых проблем сегодня! И, в-третьих, реализуем конкретные пилотные проекты по концепции развития музея-усадьбы "Ясная Поляна", усадьбы Лермонтовых-Столыпиных "Середниково" и других объектов.

Не менее актуальный вопрос – кто станет собственником части объектов в ближайшее время. Для примера замминистра привел такую зарисовку. Стоит где-нибудь (не будем называть регион) старинная усадьба, вся обветшала. У Центра денег на ее реставрацию нет. Люди подходят к губернатору, интересуются: "А что это все ваши усадьбы, памятники такие разрушенные?". А губернатор и отвечает: "А памятники, простите, в федеральной собственности, и по бюджетному кодексу не имею права их финансировать".

– Хочу подчеркнуть позицию Минкульта, – говорит Амунц, – к нашему сожалению, федеральный уровень оказался не очень эффективным управляющим объектами. Поэтому, по взаимным договоренностям с большинством губернаторов, мы ведем непростую работу по рассмотрению возможности передачи ОКН федерального значения в собственность субъектов РФ.

Ну и самый нервный аспект: когда все проблемы с собственниками и деньгами будут решены, насколько качественно будут проведены реставрационные работы? Ведь в иных случаях руины да развалины, ибо они настоящие, представляют собой куда большую культурную ценность, чем последующий новодельный "евроремонт", полностью стирающий отголоски былой эпохи…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру