Илья Макаров: «За сутки нам приходилось строить города»

11 декабря 2007 в 14:59, просмотров: 410

За три дня в другой стране организовать централизованное представление на 50 человек с шоу фейерверков из Франции, акватик-шоу с фонтанами – из серии очевидное-невероятное, скажете вы. А праздник в пустыне, где барханы в виде декораций, а вместо верблюдов – белый рояль... Для компании Ильи Макарова, президента холдинга «Бизнес сервис групп», это не чудеса, а реальность. Созданная в 1999 году (менее чем за десять лет) из небольшого агентства в составе трех человек, она выросла в холдинг, который организовывает, как говорится, под ключ мероприятия любой сложности и в котором трудится более тысячи человек. В короткое время компании, входящие в холдинг (собственно эвент-агентство, ресторан выездного обслуживания, банкетная служба, пиар-агентство, компания, занимающаяся организаций мероприятий за рубежом, техническая и логистическая поддержка), заняли лидирующие позиции в своих сегментах рынка корпоративных услуг. В интервью «ДЛ» Илья Макаров поделился своими секретами по организации корпоративных мероприятий, а также рассказал о перспективах этого рынка услуг.

«ДЛ»: Насколько, на ваш взгляд, в России сейчас развит рынок корпоративных услуг в сфере организации различных мероприятий для компаний? Можно ли говорить, что этот рынок уже устоялся? И каковы его перспективы?

Илья Макаров: В 2000 году, когда наша компания только выходила на рынок корпоративных мероприятий, компании-заказчики воспринимали такие мероприятия как простые банкеты, а не как возможность сплотить команду, наладить внутрикорпоративное общение. В 2007 году практически любой клиент, заказывая то или иное корпоративное мероприятие, говорит об идеях и целях, которые он хочет донести до своей команды. Рынок серьезно вырос. И компании разрослись. Если раньше мы организовывали мероприятия на 100–300 человек, то сейчас те же компании заказывают у нас программы на 1500–3000.  Выросли и бюджеты подобных мероприятий. Я считаю, что этот рынок однозначно перспективен, к тому же Запад мы еще не догнали.

«ДЛ»: В России было создано ноу-хау корпоративных мероприятий или мы целиком и полностью впитали западный опыт?

И.М.: Если сравнивать западного клиента и российского, то подходы к организации и запросы к мероприятию у них разные. Российские компании любят, чтобы было больше артистов, посмешнее программы. Иностранцы более сдержанны – любят капустники с участием своих служащих. Бюджеты интереснее у российских компаний.

«ДЛ»: Это широта российской души?

И.М.: Это менталитет.

«ДЛ»: Существуют ли риски в этом бизнесе?

И.М.: Навскидку мне сложно привести пример бизнеса, который более сложен и рискован, чем организация корпоративных мероприятий. Например, в Европе, чтобы организовать банкет на 1500 человек, необходимо 7–8 рабочих дней. У нас же только недавно прижилось правило: один день выделять на монтаж декораций. С декабря 2006 года мы работаем с монтажным днем, до этого компании не были готовы платить за монтажный день – то есть за аренду. Часто приходилось слышать фразу: «А другая компания нам предложила все организовать за два дня». Иногда бывает очень сложно объяснить, что для того, чтобы качественно и хорошо все организовать, необходимо время.

Так что за сутки приходится строить города. Вероятность срыва очень велика: если ты хоть в одном звене выстроенной цепочки ошибся, то рухнуть может все. Залог успеха – надежные подрядчики. Любая компания, которая серьезно занимается эвент-бизнесом, не может обойтись без серьезных и надежных подрядчиков.

«ДЛ»: На ваш взгляд, почему этот бизнес набирает обороты – народ требует хлеба и зрелищ или потому что это новая мода?

И.М.: Западные технологии, которые приходят в Россию, в конечном итоге помогли осознать, что внутренняя атмосфера в коллективе не менее важна, чем успехи компании на внешнем рынке. Об этом раньше не задумывались. К примеру, «Бритиш Америкен Тобакко» тратит ежегодно 2 млн. долларов на внутренние коммуникации. Они тратят эти деньги на то, чтобы объяснить тому или иному рабочему, что от его труда очень многое зависит. Корпоративные мероприятия – это один из способов объяснить внутреннюю мотивацию руководства компании. Неформальная обстановка и возможность непринужденно пообщаться со своим руководством улучшают климат в коллективе, повышают производительность труда.

«ДЛ»: В чем изюминка корпоративов и где грань, чтобы не спуститься к банальной пьянке?

И.М.: Каждый раз, организовывая мероприятие, ты должен встать на место потребителя и подумать: а что я хотел бы увидеть? Я сам доволен тем праздником, который я делал для той или иной компании, когда как медиатор вижу, что все нами придуманное, от меню до выступления артистов, нашло отклик – люди веселятся.

К примеру, когда я организовывал корпоративный Новый год своего холдинга, то главная задача была – познакомить компании между собой. Люди должны были не только понять, кто и чем занимается, но и что они одна команда, звенья одной цепи. В юмористической форме презентовали каждую из компаний – это было не только смешно и весело, но и информативно. Люди раскрылись – вот в чем суть любого корпоративного мероприятия. И главный критерий качества твоего труда.

Руководство, артисты не должны просто выходить говорить речи или исполнять номера – они должны появляться из-под земли, угадываться в оригинальных костюмах.

Окончательный сценарий праздника зависит, конечно, от заказчика. И тут важно, чтобы не только исполнитель, но и заказчик хотел немного выйти за рамки обыденного. При этом всегда стоит помнить, что даже очень красивый и оригинальный номер продать одной компании можно только один раз.

Самое сложное – работать с постоянными клиентами, которым ты регулярно делаешь мероприятия. Необходимо сделать лучше, чем в прошлый раз, но не повторяться.

«ДЛ»: Если эта сфера становится все популярнее, означает ли это, что крупные эвент-компании будут вытеснять с рынка маленькие? Конкуренция же растет.

И.М.: Этим бизнесом может заниматься практически любой человек, все зависит от его организаторских способностей. Имея хороших посредников, ты можешь обойтись и без штата сотрудников. Однако возникает вопрос, каковы риски и достаточно ли у тебя ресурсов, чтобы предусмотреть все риски. В Москве зарегистрировано более 200 агентств, занимающихся организацией мероприятий, – это так называемые эвент-агентства.

Очевидно, что подрядчикам интереснее работать с агентствами, которые заказывают ему по 20–30 мероприятий в месяц, а не по два-три.

Большая компания – это ресурсы, которые отслеживают все нюансы подготовки мероприятия.

«ДЛ»: Сколько сейчас на рынке крупных агентств?

И.М.: Сейчас на рынке пять агентств, способных решить задачи любой сложности. И одновременно очень много компаний, которые не способны решать задачи профессионально. К сожалению, в нашем бизнесе пока очень много непрофессионализма.

«ДЛ»: Ваша компания занимается организацией мероприятий и за рубежом. Где легче устроить мероприятия – в России или за ее пределами?

И.М.: Разница только в том, что страну, в которой тебя просят провести то или иное мероприятие, ты можешь не знать так же хорошо, как, скажем, Москву. Но если у тебя хорошая логистика, то проблем быть не должно. География наших мероприятий – Маврикий, ОАЭ, Марокко, Испания, Франция, Австрия. Когда мы столкнулись с тем, что появилось много мероприятий, которые надо проводить за рубежом, мы это выделили в отдельное направление работы нашей компании. Мы уже привлекаем для этой работы крупных иностранных подрядчиков, которые держат эвент-рынок в этих странах.

«ДЛ»: Клиенты должны помогать вам или не мешать?

И.М.: Идеальный клиент – это тот клиент, который доверяет твоему профессионализму и креативным идеям, но четко формулирует свои пожелания и понимает, сколько он готов на это потратить.    




Партнеры