Нашествие, или Российские проблемы транснациональных корпораций

Крупные международные концерны один за другим приходят на территорию РФ и открывают здесь собственные производства. Неудивительно: с каждым годом инвестиционный климат в нашей стране становится, по мнению политиков и экспертов, все более благоприятным.

В то же время, запуская производство с нуля, иностранцы берут на работу россиян. И сталкиваются с сильнейшим, но пока что не учитываемым в маркетинговых планах и проектах развития фактором – российским стилем работы.

ВСЕВОЛОЖСКИЙ НАБАТ

По мнению экспертов, западные компании – это здоровая конкурентная среда для российской экономики. Это стимул для российского бизнеса инвестировать в основной капитал. Это новые рабочие места и новые, зачастую очень солидные поступления в бюджеты всех уровней. Это новые технологии, это, наконец, западный менеджмент и западный стиль управления человеческими ресурсами. На новых «иностранных» заводах уже работают и будут работать в ближайшее время тысячи россиян. И именно здесь может скрываться серьезная проблема.

Она не только обозначилась, а скорее встала ребром осенью прошлого года и повторилась уже этой осенью во Всеволожске Ленинградской области, на заводе российского пионера автомобильной промсборки – ЗАО «Форд Мотор Компани».

Комментируя «нашествие» иностранного капитала в Россию, эксперты среди немногих минусов этой проблемы отмечали возможную проблему взаимодействия разных культур иностранного менеджмента и персонала. История фордовской забастовки наглядно иллюстрирует эту проблему в действии.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ МЕНТАЛИТЕТ?

Ну да дело не в том, насколько эффективны профсоюзы либо действия руководства иностранной компании. Дело скорее в пресловутом российском стиле работы. С одной стороны, рабочие требуют, казалось бы, немногого – уважения: «В России у наемных менеджеров отсутствует уважение к рабочим», – говорит Алексей Этманов, лидер профсоюзного движения ЗАО «Форд Мотор Компани». Подтекст здесь следующий: если мы работаем на производстве мирового уровня, значит, платите нам на мировом уровне. С другой стороны, иностранные работодатели не желают раскошеливаться и идти на уступки. «Мы организовали производство в России не столько из-за желания поддержать российскую экономику, сколько из-за желания получить прибыль. В том числе и за счет относительно дешевой рабочей силы. Зачем нам повышать зарплату, если это нам невыгодно?»

Насчет той же ситуации с Ford Motor Company на интернетовских форумах, где обсуждение неформализованное, высказывались различные мнения: от резкого и категоричного «самое место для российских рабочих – это «АвтоВАЗ», но никак не международный концерн» до относительно лояльного «у всех работников транснациональных корпораций одни и те же проблемы – такие же, как и у Ford».

Собственно, бастовал не только Ford. Прекращали работу рабочие пивоварни Heineken, завода Coca-Cola под Питером и т.п. Лихорадит и рабочих московского концерна «Автофрамос», который занимается сборкой французского Renault Logan: в апреле 2007 года они потребовали увеличения заработной платы на 30%, угрожая в противном случае остановить конвейер.

ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Необходимость сделать выводы в связи с историей, произошедшей на российском сборочном производстве Ford Motor Co., осталась. Возникает закономерный вопрос: не постигнет ли рабочих новых авто- и других заводов судьба рабочих Ford во Всеволожске? У всякой проблемы есть свои причины. Какие ошибки были допущены теми людьми, которые планировали менеджмент человеческих ресурсов и подбирали кадры?

«Забастовка во Всеволожске – это, безусловно, проигрыш обеих сторон, – комментирует ситуацию Ольга Калинина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». – На Западе отношения с профсоюзными органами давно уже являются неотъемлемой частью работы HR-служб. В России это тоже присутствует, но только в тех отраслях, где профсоюзы были исторически сильны. Очевидно, что менеджмент иностранных заводов решает очень много проблем, связанных с особенностями российского рынка, и не всегда готов оперативно реагировать на кадровые проблемы.

Но тем временем западных производств в России становится все больше, и опыт Всеволожска должен быть хорошим уроком для тех руководителей, кто предпочитает учиться на ошибках других компаний».

КТО ЕЩЕ РИСКНЕТ ПОСТРОИТЬ БИЗНЕС В РОССИИ?

Россия по-прежнему занимает в рейтинге стран по ВВП девятое место. Объем ВВП страны на конец 2006 года составил $1,7 трлн., а общий рост экономики – 6,6%. Влияние на российскую экономику иностранных компаний можно определить как многогранное. Здесь сложно провести четкую границу между отрицательным и положительным влиянием. Иностранные компании на российском рынке посредством прямых или портфельных инвестиций обеспечивают приток капитала, что, в свою очередь, способствует модернизации экономики. Это влияет на обменный курс, соответственно растет курс рубля, а это, в свою очередь, бьет по экспортерам и по эффективности важнейших областей (нефть и газ). При этом появляется и новое производство, что приводит к росту ВВП.

В то же время, по версии RBC Daily, «правительства разных стран мира находятся сейчас в поисках средств защиты стратегических отраслей своей экономики от внедрения инвесторов из-за рубежа. Правда, одновременно с этим они громко требуют от других государств обеспечения свободного доступа на их рынки для иностранных инвесторов».

Вообще Минпромэнерго и Минэкономразвития вели переговоры о промсборке с несколькими западными компаниями. Однако, как известно, в середине лета поступили сведения, что Россия отказывается от промсборки китайских автомобилей. С одной стороны, это специфическая автомобильная и экономическая проблема: недавние тесты Chery Amulet и Brilliance, проведенные EuroNcap, показали это более чем наглядно. С другой стороны, очень возможно, что отказ от промсборки «китайцев» – как раз та самая «мера защиты» от нашествия иностранных инвесторов.

В завод Nissan, который планируется построить осенью 2008 года, по заявлению руководства Nissan Motor Co., будет инвестировано порядка $200 млн. И в отличие от тех же Ford и «Автофрамос» это будет производство полного цикла.

И заранее – с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Ситуацию усложняет и то, что компания планирует организовать на заводе производство полного цикла, а не отверточную сборку. То есть все автомобили будут собраны из произведенных в России (а не привезенных) деталей и покрашены здесь же.

Квалифицированных кадров мало уже сейчас. Тому подтверждение – массовые забастовки рабочих и остановка конвейеров на заводах «Форд-Всеволожск» и «Автофрамос» (производит Renault Logan). Тем, которые почувствовали себя незаменимыми, удалось добиться повышения зарплаты, а убытки из-за простоя оценивались в $4 млн. в день. Не так давно «мода» на забастовки докатилась и до российского автогиганта – «АвтоВАЗа». Однако там забастовка умерла, даже толком не успев начаться. Однако в середине 2007-го Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) распространил заявление о начале кампании по существенному повышению заработной платы работникам автозаводов. Под заявлением подписались председатели профсоюзных организаций пяти предприятий отрасли: ОАО «Автофрамос» (Москва), ЗАО «Форд Мотор Компани» и ООО «Нокиан Тайерс» (Ленинградская область), а также российское ОАО «АвтоВАЗ» и ЗАО «Джи Эм АвтоВАЗ» (Тольятти).

Так или иначе, но в России с годами будет открываться все больше предприятий с участием иностранного капитала и западным же менеджментом. Даже если касаться исключительно производства автомобилей, то уже через несколько лет Россия станет одним из ведущих игроков на автомобильном рынке. Так что же такое эта «мода» на забастовки – реальное непонимание иностранного менеджмента и россиян, работающих на заводе, или легкий способ решить свои проблемы за счет работодателя?

«Скорее все-таки недооценка серьезности намерений каждой стороной, – считает специалист «ЮНИТИ». – Вообще рецептов решения проблемы забастовок много: от полной автоматизации производства до аутсорсинга 90% работников. Есть также вариант привлечения более дешевой рабочей силы – граждан КНР или бывших советских республик. Но это крайности, причем каждый вариант имеет свои ощутимые достоинства и недостатки. В то же время золотой серединой, как мне кажется, является проверенный рецепт – развитие социального партнерства между работодателем и работником. Своевременное подписание коллективного договора, учитывающего интересы обеих сторон, значительно снижает угрозу остановки конвейера».   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру