Вместо самолетов поднимаются цены

Летом на наших рейсах летать смогут только богачи.

13 декабря 2007 в 17:05, просмотров: 817

Авиатопливо продолжает дорожать. По данным комитета Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) по энергетической стратегии и ТЭК, в самом крупном российском аэропорту «Домодедово» только 1 декабря авиакеросин подорожал еще на 9,5%, а с 8 декабря еще на 10%! Из-за «ежедневного роста цен» многие туроператоры еще пару недель назад брали доплату даже с туристов, уже оплативших путевки. Речь шла, как правило, о $100-120. Но скоро и эта сумма может подрасти.

По словам президента Союза нефтепромышленников Геннадия Шмаля, даже в США, Германии и Великобритании такие вопросы находятся под жестким контролем властей. А в России 70% территории отнесено к северным. И туда можно добраться только самолетом или вертолетом. Как сообщил президент Фонда «Партнер Гражданской авиации» Олег Смирнов, «в России самый низкий в мире (!) коэффициент доступности граждан к воздушному транспорту. И он будет еще уменьшаться». По его словам, жители Сибири и Дальнего Востока «десятилетиями не имеют возможности выехать в Москву, Петербург, отдохнуть в Сочи». Билет из Хабаровска в Москву (в обе стороны) вздорожал до 70 тысяч рублей. «Да я в Мексику летаю за 1200 долларов туда и обратно», — возмутился Шмаль.

И причина подорожания керосина не только в повышении мировых цен на нефть, но и, по мнению авиаперевозчиков, еще и в монополизме наших топливно-заправочных комплексов (ТЗК) и служб ГСМ при аэропортах. Они допускают туда только «своих» поставщиков. Подтверждает это мнение и тот факт, что керосин по всей стране дорожает неравномерно. И вопиющий рост лишь в нескольких городах. Как сообщил представитель одной из крупнейших отечественных авиакомпаний, в Южно-Сахалинске, Петропавловске Камчатском и Сочи керосин дорожает за год на 8-11%, а в Москве и Екатеринбурге на 31% и 40% соответственно. Если пять лет назад в его компании доля затрат на авиатопливо в общих расходах компании составляла 20%, то сейчас она уже подбирается к 50% и в январе перешагнет эту планку. (В США, кстати, 20-23%). «Надо реформировать систему топливообеспечения, которая остается «советской», — считает Смирнов. — «В ряде ТЗК оборудование отработало ресурс на 80% и больше. Керосин — это кровь авиаперевозчиков, но она течет сегодня по ржавым трубам!».

Авиаперевозчики и ТПП бьют в набат и обращаются к премьеру Виктору Зубкову, чтобы правительство приняло меры по стабилизации цен на авиатопливо. То есть пересмотрело ставки вывозных таможенных пошлин не керосин, стимулировало нефтяные компании производить этот вид топлива,  провело проверки ТЗК и т.д. В общем, надо запустить некий механизм. Но не «договариваться по понятиям», как это было сделано с «бензиновыми королями». Да, цены на бензин росли меньше (по данным Шмаля на 11-12% за пару лет). Но что будет потом? По прогнозу одного из выступавших экспертов, уже в апреле (после президентских выборов — «МК») ожидается взрыв цен на бензин процентов на 50%: «Очевидно, что бизнесмены будут отбивать упущенные прибыли».





Партнеры