Кризис Европы

Попытались преодолеть в монастыре 16 века лидеры ЕС, подписав новое общеевропейское соглашение.

13 декабря 2007 в 15:03, просмотров: 394

Сегодня в португальской столице главы 27 стран Евросоюза одобрили новый базовый "Договор о реформах". Документ, уже получивший название "Лиссабонское соглашение", по сути, заменил проект европейской Конституции, принятие которой провалилось после референдумов во Франции и Голландии. Таким образом, был найден убедительный выход из системного кризиса, объяснил MK.RU заведующий сектором ЕС ИМЭМО РАН.

В начале года Евросоюз отметил 50-летие подписания Римского договора, положившего начало объединению Европы. Лидеры ЕС возлагают надежды на новый договор, который поможет преодолеть своеобразный "кризис среднего возраста". Договор разработан вместо Европейской конституции, отвергнутой на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году. Новый договор призван реформировать европейские институты, которые оказались довольно неповоротливыми после того, как к Союзу присоединились 12 новых стран. Кстати, новый документ содержит статью о возможности выхода из состава ЕС, решение о котором будет приниматься по итогам общих переговоров. 

"Лиссабонское соглашение" одновременно вобрала в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы – Римского договора (1957 года), Маастрихтского (1992 года), Амстердамского (1996 года) и Договора Ниццы (2000 года), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.  

Новая конвенция предусматривает введение поста президента Европейского Совета. Верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности, согласно новому соглашению, будет обладать фактическими полномочиями министра иностранных дел ЕС. Он возводится в ранг заместителя председателя Еврокомиссии, и ему передаются функции еврокомиссара по общей внешней политике и европейской политике соседства.

Соглашение повышает роль Европарламента. Согласно документу, депутаты, наряду со странами ЕС, будут иметь право одобрения законодательных актов в ряде "чувствительных областей", таких как юстиция, безопасность и иммиграционная политика. Вместе с тем общее количество мест в Европарламенте сокращается с нынешних 785 до 750. Кроме того, национальным парламентам будет впервые предоставлено право участвовать в законотворческой деятельности ЕС. Они, в частности, получат право вносить свои предложения в текст законопроектов. В случае, если одна треть национальных ассамблей будет против, проект закона направят на доработку в Еврокомиссию, на которую изначально возложена задача разработки проектов законодательных актов.  

Структура исполнительной власти ЕС также претерпит изменения. С 2014 года число еврокомиссаров будет эквивалентно двум третям стран-членов ЕС. Сегодня же каждое из 27 государств представлено членом Еврокомиссии.  

По мнению экспертов, новый базовый документ может сделать Евросоюз более управляемым и сплоченным. Изменяется система принятия решений — вместо консенсуса предлагается квалифицированное большинство. Договор вводит также новую систему голосования по формуле так называемого "двойного большинства". Согласно принципу "двойного большинства", решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Однако страны, которым не удастся создать блокирующего меньшинства, смогут отложить решение вопроса и предложить продолжить переговоры.  

Помимо того, новое базовое соглашение о функционировании ЕС предусматривает проведение общей энергетической политики и реализацию общей стратегии борьбы с глобальным потеплением, оказание солидарной помощи одному или нескольким членам на случай террористических атак или стихийных бедствий.  

Для вступления в силу этого международного соглашения потребуется его ратификация парламентами всех стран – членов ЕС. В одной из них – Ирландии – вопрос об одобрении договора, согласно конституции, будет вынесен на референдум. Как полагают в Брюсселе, для ратификации договора потребуется не менее года. 

"С достижением этого соглашения Европа вышла из своего институционного кризиса", - заявил премьер-министр председательствующей в ЕС Португалии Жозе Сократеш. Главная цель новых соглашений – облегчить процесс принятия решений внутри ЕС, лишив страны права вето примерно в полусотне сфер и областей деятельности. Например, отдельные страны не смогут блокировать союзные решения в сфере полицейской работы и правового сотрудничества. Однако противники нового соглашения говорят, что введение постов президента и главы общего внешнеполитического ведомства лишь обострит конкуренцию между участниками альянса за контроль над этими важнейшими направлениями. 

Алексей Кузнецов, заведующий сектором ЕС ИМЭМО РАН (Институт мировой экономики и международных отношений):

Все упирается, по многим вопросам, в принцип консенсуса, когда все могло оказаться в зависимости от решений одной страны. Наглядный примеротношения России и ЕС, когда Польша наложила свое вето. Следующий важный момент, что сегодня отменяется циклическое председательство. Вводится единый президент. Раньше же каждые полгода правила одна страна, а ведь у каждой свои приоритеты. Менялись они по очень своеобразному алфавиту, и получалось, что одна страна начинала развивать восточное направление, а ее сменяла страна из Южной Европы, которую больше интересовали средиземноморские проблемы. И нужно было ждать нового председателя, чтобы другая тема бралась в оборот.

Введение новых политинститутов делает лишний шаг к созданию объединенной Европы как квазигосударственного образования (конфедеративного). А это, естественно, означает какую-то потерю национального суверенитета. Это похоже на федеративные и конфедеративные государства. Естественно, главную роль начинают играть более крупные члены. Пока есть принцип консенсуса, учитывается роль маленьких стран. Но здесь есть диллемадемократия людей или государств. Получается, что граждане малочисленного Люксембурга имеют большее значение, чем граждане многочисленной Германии (при голосовании). Справедливо ли это?

Тем не менее ничего пока более совершенного из интеграционных группировок в мире нет. Взгляните на их историю развития, и вы сами убедитесь, чего они смогли достигнуть. Страны ЕС прогрессивны хотя бы в том плане, что они смогли преодолеть кризис. Или пытаются его преодолеть, так скажем. Провал Конституции был кризисом, и они смогли найти хоть какой-то выход. В любом случаеэто лучше,  чем ничего. 

Справка MK.Ru. Европейский Союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.



    Партнеры