Дежа вю

В советское время пятилетние планы развития народного хозяйства разрабатывал Госплан. Председатель Совета Министров СССР докладывал их очередному съезду КПСС. Принимались планы под «продолжительные и бурные аплодисменты». В них были отражены контрольные цифры по выпуску основных видов продукции, перечислялись главные «стройки коммунизма», которые должны были обеспечить достижение светлого будущего в ближайшее время. После этого пятилетний план становился законом, его выполнение – долгом, а перевыполнение – доблестью. Как реализуются сегодняшние федеральные амбиции и нацпроекты в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства?

По цифрам пятилетнего плана и выделяемым ресурсам легко можно было судить об основных направлениях развития отечества. Идет ли речь о химизации народного хозяйства, Продовольственной программе, программе «Каждой советской семье – по отдельной квартире», освоении Нечерноземья и так далее.

КРЕДИТЫ КОМПАНИИ, ДОЛГИ ГОСУДАРСТВА

Сегодня у нас нет единого плана развития. Мы имеем дело с федеральными программами и национальными проектами. Но свод имеющихся и разрабатываемых программ должен составлять основу для понимания стратегии развития страны.

Для этого сначала необходимо определить, что имеется в виду под национальными федеральными программами.

Понятие национальной федеральной программы можно определить так: это набор мероприятий, направленных на решение стратегических задач и оказывающих значительное влияние на дальнейшее развитие экономики и общественной жизни страны.

Главное при этом, что финансируются они за счет бюджета. В том числе не только за счет прямых инвестиций, но и за счет налоговых, таможенных и других льгот, имеющих государственную структуру управления.

Так вот, природа финансирования национальных программ путем финансирования развития государственных компаний требует более внимательного рассмотрения.

Механизм реализации подобных проектов весьма прост. Нужные финансовые средства концентрируются в той или иной государственной компании или финансовой структуре. Как использовать прибыль – на выплату по акциям или на развитие производства, определяет совет директоров.

При направлении прибыли на инвестиционную программу в бюджет попадает только налог на прибыль. А прибыль государства как собственника имущества, минуя бюджет, поступает в инвестиционную программу компании.

Примечательно, что инвестпрограммы по наиболее крупным государственным компаниям несколько лет тому назад стало утверждать правительство. При нехватке собственных средств у компании она может взять кредит по льготным условиям у государственных банков или за рубежом.

В этом случае зарубежный кредит оформляется на конкретную государственную компанию и не требует каких-либо разрешений, так как не является государственным. Хотя в случае чего покрывать его по определению придется государству.

Кстати, совокупный долг как государства, так и других юридических лиц на январь 2007 года составил более четверти триллиона долларов и продолжает увеличиваться.

Прибыль государственных корпораций в части, направляемой на развитие, а также взятые ими кредиты – это, по существу, средства, которые бюджет недополучил и которые могут считаться условно бюджетными.

ВМЕСТО ПРОЕКТОВ – ПРОГРАММЫ

Национальный проект отличается от национальной программы тем, что он не имеет точных контрольных цифр, не направлен на решение ключевых проблем отрасли. Чаще всего это набор не связанных между собой мероприятий. Ограничен он только предельным объемом выделенных средств и сроками их освоения.

В этой ситуации происходит замещение национальных проектов федеральными программами развития на 5–7 лет. Так, сегодня принята программа развития АПК, разработана, но не утверждена правительством программа жилищного строительства до 2025 года. Есть поручение Президента РФ о разработке до марта 2008 года программы «Образование».

На основе этих понятий и имеющихся данных можно попытаться составить свод программ.

Основная задача, которую ставит перед собой Россия, – встроиться в мировую экономическую систему. Именно этим продиктовано желание России вступить в ВТО, подписание долговременных двух- и многосторонних экономических договоров. Внутренний рынок России хотя и имеет значительный потенциал, сегодня весьма мал по сравнению с мировым в силу незначительной платежеспособности населения.

НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОДУШКЕ

На что Россия делает ставку, намечая перспективы своей экономики? В этой ситуации Россия, подобно опытному преферансисту, «отбирает свои взятки» в игре. Кто-то охарактеризовал ситуацию так: если раньше у России было два союзника – ее армия и флот, то сегодня – ее нефть и газ.

Основная идея, которая определяет нынешнюю экономическую стратегию России: используя свое географическое положение, наличие природных богатств и ряда научных достижений, в первую очередь направлять средства на поддержание этих ресурсов. И на этой основе осуществлять дальнейшее реформирование экономики.

Ключевое значение сейчас имеет политико-экономический аспект использования энергетических ресурсов на фоне проблем международной энергетической безопасности.

Сегодня резкий рост цен на энергоносители создает определенную «подушку» для развития экономики в дальнейшем. Однако не надо переоценивать ее размеры. В России добывается только три тонны нефти на одного человека, что значительно меньше, чем в Норвегии или Объединенных Арабских Эмиратах, причем ее себестоимость – около 12 долларов за баррель.

Ясно, что обеспечить подъем России только за счет природных ресурсов не получится, но поддержание и развитие ТЭК жизненно необходимо. Можно, учитывая уже подписанные соглашения и проектные решения, попытаться подсчитать, во сколько это бу-дет обходиться. Причем необходимо обратить внимание, что это долговременные планы, рассчитанные на 5–7 лет.

По самым скромным подсчетам, строительство новых трубопроводов, освоение Штокманского месторождения, запасов Красноярского края и Якутии потребует не менее 50 трлн. рублей.

Одним из ограничений для развития российской экономики сегодня становится дефицит электроэнергии. Он становится тормозом для введения в строй новых объектов нефтепереработки, реконструкции металлургического производства, реализации национальной программы «Доступное жилье», освоения новых месторождений.

Поэтому реализация в ближайшие пять лет программы ввода новых мощностей, стоимость которой оценивается в 3 трлн. рублей, имеет решающее значение для экономики. Причем увеличивается потребление угля и сокращается потребление газа в выработке электроэнергии.

Росатомэнерго также имеет свою программу развития. Она предусматривает ввод не менее 20 новых энергоблоков, а соответственно и увеличение производства ТВЭЛ. Кроме того, Росатомэнерго примет участие в тендерах на строительство энергоблоков в других странах, в том числе в Китае, в разработке месторождений урана и его дальнейшем обогащении с использованием российских технологий.

Ускоренное развитие машиностроения должно также обеспечить лидирующее положение России по выпуску ряда наукоемкой продукции и обеспечить ее конкурентоспособность. Первыми в этом списке стоят авиакосмический комплекс, ОПК, судостроение.

Финансирование этого развития осуществляется через оборонный заказ из бюджета и за счет выручки от продажи космических запусков и экспорта вооружения, примерная оценка – более 700 млрд. рублей в год.

Кроме этого есть региональные программы: проведение заседания стран АТЭС во Владивостоке (100 млрд. рублей) и проведение Олимпийских игр в Сочи (первоначальный объем выделенных ресурсов – 340 млрд. рублей).

Также прорабатываются программы транспортного развития, включая программы развития морских портов, железной дороги, дорожное строительство, аэропорты.

А вот социальные блоки бюджета при сравнении с другими федеральными программами выглядят гораздо скромнее.

Скромнее и решаемые задачи. Так, программа жилищного строительства предусматривает достижение объемов жилищного строительства – по одному квадратному метру жилья на человека в год не ранее 2025 года. Кстати, такой объем жилищного строительства обеспечивается в Китае уже сегодня, хотя у них населения…

Аналогичные цифры характеризуют и другие программы. Так, стабильное воспроизводство населения обеспечивается при показателе 2,4 ребенка на одну женщину в детородном возрасте. Сегодня этот показатель в среднем по России – 1,3 ребенка. Конечно, рост рождаемости на 20% – это хорошо. Но только для простого воспроизводства необходимо увеличить этот показатель в полтора раза. По количеству студентов мы давно обогнали многие страны – 500 человек на 10 тыс. населения.

Теперь надо добиться, чтобы наше высшее образование перестало быть весьма средним. Но подобных задач социальный блок перед собой не ставит.

КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ

Сегодня государство для реализации крупных проектов предпринимает попытку концентрировать ресурсы на государственном уровне, полагая, что даже сверхкрупные частные компании осуществить подобные проекты не способны. Основой для этого служат инвестиционные программы как имеющихся, так и создаваемых крупных государственных корпораций.

Для реализации каждой новой программы создается самостоятельная государственная корпорация со своей структурой управления: Госкорпорация по Олимпиаде, по нанотехнологиям, по судостроению и так далее.

Таким образом, если сложить имеющиеся инвестиционные программы государственных концернов и комплексов, мы получим, по сути, пяти-семилетний план развития народного хозяйства России. Крупному частному сектору остается только «вписываться» в него, соблюдая установленные государством правила игры.

Какие же задачи поставлены перед остальной частью экономики, которая составляет частный сектор? Если сформулировать коротко – обеспечить инновационное развитие. При этом государство задает общие рамки и темпы развития экономики, обеспечивая и приоритетное развитие инфраструктуры.

Причем оптимальным считается развитие малого и среднего бизнеса вокруг крупных государственных и частных концернов. Правда, цифры последних лет, указывающие на сокращение малого и среднего бизнеса в стране, не вызывают должного оптимизма.

Все это хорошо, однако при таком порядке концентрация финансовых и материальных ресурсов де-факто может осуществляться правительством без всякого контроля или согласования с Федеральным собранием или какой-либо другой государственной организацией. И, как это постоянно происходило и происходит на практике, без какого-либо общественного контроля или влияния.

В этих условиях исключительно большое значение имеет вопрос о качестве государственного управления, об эффективности борьбы с безответственностью бюрократии, коррупцией в государственных органах и т.п.

Итак, основные черты намеченной правительством «пятилетки» можно свести к следующему. Она нацелена в первую очередь на увеличение энергетической составляющей России как в мировой экономике, так и на внутреннем рынке, с попыткой увеличения объемов переработки углеводородов внутри страны. Будут продолжены развитие и поддержка узкого круга наукоемких технологий в атомной энергетике, авиакосмической промышленности, отдельных видов производства вооружения. Между тем как таковая «пятилетняя программа» в целом ни в правительстве, ни в других органах власти не рассматривалась и не утверждалась.

Однако тот факт, что реализация «пятилетнего плана» потребует концентрации значительных ресурсов на основных направлениях развития, означает, что, по сути, принятие и начало реализации федеральных отраслевых программ задают такой вектор развития экономики России, свернуть с которого в ближайшее время будет невозможно, даже если этого пожелает новый премьер или президент.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру