Мебель как вложение

С каждым годом мировой мебельный рынок расширяется.

Вот и российские фабрики набирают обороты. Массовая и порой ширпотребная мебель вытесняет своих дорогих, сделанных вручную собратьев. Между тем норвежцы, японцы и американцы скупают «родную» итальянскую мебель. И не зря. Скоро ее можно будет увидеть только в фамильных домах аристократов, особняках русских нефтяников и музеях.

Производство шкафов, тумбочек и комодов год от года становится все выгоднее. Так, объем мировой торговли мебелью в 2005 году оценивался в 150 млрд. долларов, в 2006-м – в 220, в 2007-м должен составить не менее 267, а в 2008-м легко превысит рубеж в 100 млрд. долларов.

НОВЫЕ МЕБЕЛЬЩИКИ

Причин расширения индустрии две. Главная – появление на рынке новых клиентов. Люди становятся все богаче. Пять лет назад в странах с развивающейся экономикой сумма ежегодных трат на новую мебель в расчете на душу населения составляла 5–7 долларов, в 2007 году – уже 14. В России данный показатель за последние годы вырос с 20 до 50 долларов. Немцы тратят не менее 300–400 евро в год на мебельные обновки, французы – 200–300, а швейцарцы, японцы и американцы – от 600 до 1000.

Спрос породил новых игроков мебельного рынка.

Тут, как и положено, не обошлось без Китая. Буквально 12 лет назад на долю китайской мебели приходилось всего лишь 3% мирового производства. В 2006-м Поднебесная отхватила кусок уже в размере 17%. Результаты 2007 года могут стать еще более впечатляющими – не менее 20–22% мирового производства мебели. Помогли китайцам американцы, немцы и итальянцы. Именно в этих странах отдельные китайские предприниматели, а также целые провинции закупают оборудование для обработки дерева и производства мебельной фурнитуры. Станки для мебельного производства стоят очень дорого. Качественно оснащенный цех может обойтись в несколько миллионов евро. Расходы по созданию новых производств и рабочих мест в Китае частенько несет государство, за свой счет организуя мебельные фабрики.

Преимущества Китая на рынке мебели очевидны. С одной стороны, под боком Россия, которая обеспечивает бесперебойные поставки древесины. С другой стороны – дешевая рабочая сила. С третьей стороны – консультанты из Европы. Хитрые китайцы не разрешают иностранцам производить мебель до тех пор, пока они не обучат этому делу местных жителей. Поэтому волей-неволей, желая сделать свой бизнес максимально дешевым, итальянцы, немцы и американцы учат китайских рабочих хорошим мебельным «манерам». Те фабрики, которые в учебе пока не очень преуспели, от своей доли на мебельном рынке отказываться не собираются.

Просто они берут на себя всю самую грязную и черновую работу. Обрабатывают дерево, зачищают, стругают, пропитывают и лакируют его.

Еще одна волна новых мебельных магнатов – это фабриканты из Польши, Малайзии, Индонезии и Мексики.

Мебельное производство налаживалось в этих странах по сходному с Китаем сценарию. В Польше культуру мебельного производства привили немцы, в Мексике – американцы, а в Индонезии и Малайзии – японцы и итальянцы.

В нашей стране также постепенно налаживается отечественный мебельный промысел. Мягкую мебель, кухни, спальни и детские производят более 6000 фабрик. Основная часть – это малые и средние предприятия, и только 500 – крупные компании. Доля России в мировом мебельном обороте – всего 0,61%. Доля отечественных фабрик на внутреннем рынке значительна – более 40%. Поддержку российским предприятиям оказало правительство, резко увеличившее пошлины на ввоз импортной мебели и одновременно снизившее таможенные таксы на оборудование и комплектующие.

СМЕРТЬ ТРАДИЦИЙ

В целом «новички» (Китай, Польша, Мексика и Малайзия) уже сегодня производят от 30 до 35% всей мировой мебели.

Но как бы им этого ни хотелось, попасть в категорию класса люкс или просто премиум-сегмента ни одному из них пока не удалось. Самые страшные секреты производства действительно элитарной мебели, а также фурнитуры и аксессуаров к ней европейцы не раскрыли, не раскроют и, может быть, унесут в могилу…

Самое главное в хорошей мебели – стиль, качество и надежность. Именно на этих трех китах и стоит мебельная индустрия Италии. Только здесь способны изобрести модерновый или классический, но в любом случае бессмертный дизайн. Только здесь знают, сколько нужно выдержать дерево, каким лаком его покрыть и каким способом «состарить».

Даже если часть своего производства крупная мебельная фабрика размещает в других странах, секреты дизайна, обработки мебели, ее склеивания и лакировки хозяева не передают.

Иностранцам они доверят распилку дерева, его сушку и другую незначительную предподготовку. Все остальное таинство совершается только в Италии. Причем обтяжка мебели и оснащение фурнитурой производятся на базе итальянских и за редким исключением немецких материалов и комплектующих.

На сегодняшний день эта небольшая страна обеспечивает до 35% всего мебельного рынка мира. Но показатели стабильно падают, даже несмотря на то, что поклонников итальянской мебели год от года становится все больше. До 60% действительно итальянской мебели скупают жители Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и США.

Местные богатеи знают: настоящая итальянская мебель – вещь вечная, а самое главное – вымирающая.

Сперва итальянских фабрикантов подкосила война в Ираке. Американские покупатели больше думали не о новых мебельных гарнитурах, а о бомбежках бункера Саддама Хусейна. Поэтому некоторые фабрики, обеспечивавшие исключительно американский рынок, были вынуждены закрыться. Затем подешевел доллар и подорожал евро. Европейские мебельные магазины устремили свои взоры в сторону Азии. Когда европейцы разобрались, что качественную мебель могут делать пока только руки итальянцев, было уже поздно: очень большое число фабрик не пережило очередного кризиса.

Теперь же итальянских мебельщиков охватила новая напасть: они вымирают. В буквальном смысле этого слова. Фабрики некому передать. Многим хозяевам уже давно перевалило за 70, 80 и даже 90 лет. Но их внуки, дети и правнуки не хотят постигать секреты дедов. Тяжелое и хлопотное дело их не интересует.

Мебельные цеха закрываются. Оборудование из них не продается, а утилизируется. Старики не желают, чтобы их станки и инструменты достались чужим, не семейным цехам.

Большинство итальянских фабрик – это прежде всего семейные производства. Поэтому канут в Лету и многие маленькие предприятия, производящие необыкновенно качественную и надежную фурнитуру, специальные лаки и клей. Забудутся и уйдут в прошлое секреты производства мебельной ткани, выделки, окраски и обработки кожи.
Китайские, польские и даже румынские промышленники атакуют дизайнерские колледжи и университеты – они покупают итальянские мозги.

В ближайшее время Италия может стать ведущим экспортером мозгов и вкуса. Ведь итальянский стиль может создать только тот, кто родился и вырос в этой стране, а также вскормлен итальянкой. Поэтому год от года псевдоитальянской мебели будет становиться все больше. Но новые «мебельщики» смогли вычислить одного «кита» – это стиль и дизайн. Секреты качества и надежности производства итальянской мебели умрут.  

«РОСКОШЬ БЕЗ ТОРМОЗОВ»
Вера ЛИСИНА, эксперт мебельного рынка, компания «Ветта дизайн»

Россияне любят и покупают итальянскую мебель. Экспорт из Италии в России растет год от года: с 10 миллионов евро в 1992 году до 420 миллионов евро в 2006 году. В последнее время отмечается все больший интерес к итальянской мебели и в различных регионах РФ. Высокий спрос оправдывается высочайшим качеством и неповторимым дизайнерским подходом, которые являются отражением многовековых традиций итальянских мастеров. Лучшие дизайнеры и архитекторы создают предметы обстановки, которые, в свою очередь, украшают дома успешных людей, а некоторые – даже залы музеев, будучи по сути своей уже произведениями искусства. Поэтому когда мы говорим «итальянская мебель», мы подразумеваем некую роскошь и неповторимость изделия.

Так, на апрельской выставке в Милане фабрикой ELLE DUE был представлен кабинет, который шокировал даже самих итальянцев. Белый глянец колонн и их необычно большие, но не лишенные пропорций габариты заставляли останавливаться посетителей. Один мой знакомый итальянец, не имеющий отношения к мебельному бизнесу, после посещения выставки выразил свои эмоции такой фразой: lusso sfrenato, что в дословном переводе означает «роскошь без тормозов». Как коротко и точно подмечено!

Но приобрести роскошь – это полдела. Для того чтобы она гармонично смотрелась в интерьере, нужно помнить золотое правило: не переборщить! Вот почему в последнее время все больше пользуются спросом дизайнерские студии. Только профессионалы своим индивидуальным подходом способны создать для заказчика редкие, а подчас и неповторимые проекты. В них всегда будет присутствовать рука итальянского мастера, в качестве работы которого можно не сомневаться.

Но есть и другая категория мебели, которая внешне не будет отличаться от «родной» итальянской или испанской высокого уровня, но на поверку окажется не такой долговечной и качественной. Это будет означать только то, что та или иная фабрика разместила некоторые из своих производственных участков на территории Китая. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо всегда интересоваться у поставщика, где размещено производство. У некоторых итальянских фабрик высокого уровня качество пока продолжает оставаться высоким, так как китайским производителям доверяют только обработку древесины, а практически все операции по склейке и конечной отделке выполняются в Италии. Но таких компаний единицы. Наиболее частый случай – китайские подделки под итальянскую мебель. С виду вроде бы все выполнено неплохо. И цена при этом не низкая. Но через год, максимум два, такая мебель начинает сыпаться, разваливаться, показывать себя не с лучшей стороны. Увы, но бесспорным остается факт: там, где гонятся за количеством, страдает качество. Выбирая мебель, мы должны об этом помнить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру