Первым делом - самолеты!

17 декабря 1903 года впервые в истории в небо поднялся самолет.

17 декабря 2007 в 13:04, просмотров: 365

Американцы братья Уилбер и Орвилл Райт совершили первые в мире устойчивые управляемые полеты на самолете "Флайер" с двигателем внутреннего сгорания. Этот самолет они сконструировали и построили сами. Аэроплан поднялся в воздух, где продержался 59 секунд, пролетев около 260 метров. Это произошло в Китти Хоук в американском штате Северная Каролина. Планеры и воздушные шары поднимались в воздух и до этого, но браться Райт впервые смогли установить на планер двигатель внутреннего сгорания.  Можно сказать, что с этого момента и началась история авиации.

"Утка" в воздухе

Аппарат братьев Райт представлял собой биплан типа "утка" – пилот размещался на нижнем крыле, руль направления – сзади, руль высоты – спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небеленным муслином, причем передний лонжерон одновременно являлся и передней кромкой крыла. Двигатель "Флайера" был четырехтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил 80 килограмм. Его установили на нижнем крыле, сбоку от летчика. В полете пилот размещался лежа. Перед ним находились две рукоятки: одна служила для управления рулем высоты, вторая – для включения двигателя. Кили и стабилизаторы обшивались также небеленным муслином, но только с одной стороны. Управление бипланом по курсу и крену осуществлялось перекашиванием бипланной коробки с одновременным поворотом рулей направления.

Аэроплан был двухвинтовым, с пропеллерами противоположного вращения, приводимыми с помощью цепной передачи. Воздушные винты – деревянные, с тонким вогнуто-выпуклым профилем. Форма и размеры винтов подбирались в процессе многочисленных экспериментов.

Разбег машины проходил по деревянному рельсу длиной 18 метров, верхняя часть его была обита железом. Самолет катился по рельсу на маленькой тележке, отделявшейся от летательного аппарата после взлета. Для уменьшения длины пробега старт должен был совершаться против ветра.

Сборка машины завершилась в начале ноября 1903 года. Первые испытания "Флайера" прошли 14 декабря 1903 года и закончились неудачно. Ветер дул слабый, поэтому рельс разместили на наклонном песчаном холме под углом девять градусов. После 16-метровой пробежки самолет поднялся в воздух, но через мгновение упал на крыло с высоты около пяти метров.

Повторные испытания, начавшиеся 17 декабря, оказались не в пример удачнее – удалось совершить четыре коротких полета – впервые в истории человечества. Дальность первого полета "Флайера" составила 37 метров, а продолжительность – 12 секунд, четвертый же полет был самый продолжительный – 59 секунд.
 

Бездипломные изобретатели

Надо заметить, что оба брата-изобретателя – Уилбер и Орвилл – высшего образования не получили. Они окончили среднюю школу, запоем читали работы энтузиастов в области аэронавтики. Их первое знакомство с летательным аппаратом (пускай и ненастоящим) произошло в 1878 году, когда отец принес им в подарок игрушечный геликоптер. Он подбросил его вверх – игрушка не упала, а поднялась под потолок и, полетав, медленно опустилась на пол.

В 1892 братья открыли лавку по продаже велосипедов, затем ремонтную мастерскую, а в 1895 наладили собственное производство. В свободное от работы время читали литературу по аэронавтике, статьи О.Шанюта, С.Ленгли и особенно О.Лилиенталя. "Но серьезно мы занялись проблемой полетов, – писали братья, – только летом 1896 года, когда в Америку пришло известие о трагической гибели немецкого изобретателя и планериста Отто Лилиенталя".

Братья создали первый в мире аппарат тяжелее воздуха с мотором, на котором человек смог взлететь, осуществить полностью управляемый полет и приземлиться. А помогли им с этим изобретением птицы. Братья наблюдали за их полетами и заметили, что для управления по крену они перекашивают распластанные крылья, и попробовали таким же образом управлять воздушным змеем. С помощью специального тросика Райты с земли перекашивали  передние и задние кромки его крыльев. Их подъемная сила менялась, и змей (модель планера) кренился в ту или иную сторону.

В 1900 году были проведены эксперименты с первым планером в местечке Китти-Хоук (штат Северная Каролина), а в 1901 испытали второй планер.

К концу 1901 братья Райт испытали в аэродинамической трубе собственной конструкции более 200 моделей крыльев и составили сводные таблицы полученных экспериментальных данных.

В 1903 году произошел уже упомянутый первый в истории полет аэроплана "Флайер", а в 1904 году братья смогли удерживать самолет в воздухе в течение пяти минут, совершив полет по замкнутому кругу, 5 октября 1905 пролетели 39 километров за 38 минут, описывая круги над летным полем. За 1904–1905 они совершили более 200 полетов.

В ноябре 1909 братья Райт основали самолетостроительную компанию "Райт". 30 мая 1912 в Дейтоне умер от брюшного тифа Уилбер. Орвилл продолжал летать до 1915, лично испытывая новые самолеты. Последний полет Орвилл совершил в 1918 году.

 

Справка MK.Ru

И все же нельзя не упомянуть, что первые попытки построить самолет предпринимались еще в XIX веке, в частности, самолет был построен русским инженером Александром Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух – слишком высокая масса и неприспособленность тогдашних двигателей (паровых машин) к условиям авиации и отсутствие теории полета.

 



    Партнеры