Люди разучились читать?

Традиционную литературу теснят мультимедиа. Как далеко зайдет этот процесс?

18 декабря 2007 в 18:36, просмотров: 1542

Распространение интернета покончило с многовековой монополией традиционной научной и художественной литературы. Одно время считалось даже, что, увязнув в электронной сети, люди совсем перестанут читать книги (московское правительство, например, в этой связи заблаговременно приняло постановление о поддержке чтения и грамотности в столице на 2007-2010 годы). Насколько велика эта угроза в действительности и как литература взаимодействует с мультимедийными сервисами на самом деле, попытались выяснить участники дискуссии «Литература в эпоху мультимедиа: проблемы взаимодействия», прошедшей в Институте ЮНЕСКО по информационном технологиям в образовании. Однако прийти к единому мнению они так и не смогли. 

По мнению гендиректора «Литературного клуба» Дмитрия Кравчука, «в XXI веке книги полностью прейдут на новые носители, а бумажные издания исчезнут. И если интересу к этому виду литературы суждено умереть, туда ему и дорога!» Уже сейчас, по его мнению, «продвинутые люди читают все, что нужно только в интернете. Бумажной же литературой пользуются только низшие слои общества - что подтверждает размещение как раз на бумажных носителях всей бульварной литературы». 

Правда пока, признал он, количество активных пользователей интернета не превышает 10% обитателей земли. Однако их число стремительно растет, а, значит, быстро множатся ряды читателей нового толка. Специалисты утверждают: методика интернет-чтения отличается от традиционной так же сильно, как бумажная книжка от текста на экране дисплея. Сетевая литература - не просто тексты, выведенные на экран, предупреждают они. Это – особый путь презентации и обсуждения литературы, и самое главное -- практически неограниченный доступ к миллионам литературных произведений, что называется, «не сходя с места». 

Отсюда специфика чтения в интернете. «Длинные тексты - больше не формат: текст должен быть не больше страницы - иначе никто не осилит. Пользователь просто возьмет другой текст – благо рядом лежат миллиарды интернет-страниц, среди которых легко найти подходящую. К этому можно относиться по-разному, однако именно это – наши реалии и ближайшие перспективы общего вектора массового сознания. По мере же дальнейшего развития техники и эволюции сознания, мультимедийные средства (аудио и видео) и вовсе похоронят чтение»,- убежден Дмитрий Кравчук. 

В известной степени, последний прогноз подкрепляют некоторые факты. Уже сейчас стремительно расширяется новый вид приобщения к литературе – аудиозаписи классических и современных произведений. Объемы их продаж постоянно растут (по некоторым данным, сейчас они уже достигли 6% всего объема продаж против 3% интернет-продукта), при этом около трети всех аудионосителей составляет аудиокнига. 

Для взрослых пользователей аудиокниги – бесспорное благо, считают психологи (и в том числе – прекрасное средство пережить ежедневные многочасовые стояния в пробках). А вот с детьми (по объемам продаж детская аудиолитература занимает второе место после записей «Театра у микрофона») дело обстоит хуже. Во-первых, при восприятии произведения на слух меняется принцип его освоения – «не постепенно и вглубь, как при традиционном чтении, а вширь»,- сообщила психолог, специалист нейро-лингвистического программирования Екатерина Федулова. Кроме того, новый вид художественной литературы в виде аудио «не позволяет увидеть глазами строй русского языка, и в том числе – правописание и знаки пунктуации»,- предостерегает она. А без этого добиться грамотности учащихся гораздо сложнее, чем при традиционном чтении. 

Есть и другая опасность, поделилась с «МК» эксперт Государственной научной педагогической библиотеки имени Ушинского Ольга Кабышева. «Аудиокнига не может заменить ребенку общения со взрослыми при чтении. Кроме того, обычная книга – стимул для ребенка научиться читать, тогда как аудиокниги не имеют этого компонента. Злоупотребление детской аудиолитературой и в самом деле может привести к тому, что дети разучатся читать». 

Впрочем, если это и произойдет, то явно не сейчас, убеждены книготорговцы. По мнению главного маркетолога «Библио-Глобуса» Александра Когана, некоторое снижение уровня чтения в нашей стране вызвано исключительно демографическими и социальными причинами. «Утверждения, что раньше наша страна была самой читающей в мире – не более чем миф. Правда, сейчас популярность художественной литературы и в самом деле слегка упала. Но только лишь потому, что исчезло закрытое общество, где она играла роль отдушины и оппозиционного властителя дум – от Льва Толстого до Александра Солженицына. Сейчас эта роль литературы ушла вместе с ее популярностью, и слава богу: не дело литературы заниматься политикой!». 

Что же касается молодого поколения, подчеркнул он «МК», то «потребность в чтении у него есть. На смену поколению “cникерса” пришло новое – с высоким статусом образования. А читают они меньше, чем могли бы, потому что нет хорошей современной детской литературы». 



    Партнеры