В 1814-й раз о Пушкине

На экраны выходит фильм "1814" об Александре Пушкине, но ни в коем случае не о Великом поэте.

20 декабря 2007 в 14:13, просмотров: 620

На российские экраны выходит новый отечественный фильм "1814" (правильно будет "Восемнадцать четырнадцать", так как это скорее не год, а возраст главных героев). Создатели картины характеризуют его как "очень честное кино", в котором удалось рассказать о реальных событиях с участием выдающихся людей русской истории без того, чтобы "цитировать хрестоматию".

Задумывая "1814" как кино, действия которого разворачиваются в начале XIX века, продюсеры понимали, что картина не должна напоминать главу из учебника, а должна отвечать всем потребностям современного молодого зрителя, который не всегда блещет эрудицией, любит стремительные сюжеты и засыпает над строгими экранизациями, наводнившими телевидение.

Мечтая сделать фильм о юном Пушкине и его друзьях по Царскосельскому лицею, продюсеры знали, что одного повествования недостаточно, нужна интрига. И они ее нашли. 

Но обо всем по порядку. Итак, действие фильма разворачиваются в Царскосельском лицее, элитном учебном заведении для детей дворян, где в 1814 году учатся Александр Пушкин и его верные "братья" Иван Пущин, Александр Горчаков, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Через какие-нибудь 5-10 лет их имена прогремят на всю Россию и будут вписаны золотыми буквами в мировую историю и культуру. Но пока они просто мальчишки-школяры, самому младшему из них 14, самому старшему – 18. Они заперты в стенах лицея без возможности покинуть его до окончания обучения, но их горячие сердца жаждут приключений, страстей, настоящего действия.

Это третий учебный год лицеистов, когда становится заметно, что из детей они постепенно превращаются в молодых мужчин. Это год, когда первым из дружной компании "избалованных барчуков" Антон Дельвиг публикует свои стихи. Это год первых сексуальных опытов и пирушек в каморке у лицейского дядьки, год первой дуэли, в которой Пушкин выстрелил в воздух, а Кюхельбекер пулей снес с Дельвига фуражку.

Между собой будущие бесценные сыны Отечества обращаются друг к другу придуманными именами: Пушкина, который позади всех по успеваемости и не блещет стихами, по его собственной просьбе ребята зовут "обезьяной", Кюхельбекера  – "Кюхлей", Дельвига – "Тосей". Они ретивы, подчастую неуправляемы, они знают, что являются наследниками древних дворянских фамилий и не позволяют ни одному преподавателю, не говоря уже о дядьках, им указывать.

Возможно, их дарования, заложенные Богом, но находящиеся в зачаточном состоянии, смогли по-настоящему раскрыться именно благодаря лицейским годам и первому директору этой элитной школы профессору Малиновскому, блестяще сыгранному Багданом Ступкой. Он любит школяров как родных детей, закрывая глаза на их подчас не такие уж и безобидные шалости, и все для того, чтобы, чувствуя себя в стенах лицея практически как дома, юные поэты могли развивать свои таланты, не будучи загнанными в рамки дисциплины, не запуганными обысками в комнатах и телесными наказаниями. После его смерти возглавить школу назначен приверженец армейского режима старый служака Фролов. Но и ему не удастся унять пыл молодых повес, для которых с юных лет слово "честь" –  не пустой звук.

Отлично прописанные образы молодого Пушкина, Данзаса, Дельвига и других героев, колоритные диалоги – все это, однако, лишь фон, на котором разворачивается детективная интрига, основанная, кстати сказать, на реальных событиях.

Размеренная жизнь Царского села нарушается, когда от рук неизвестного маньяка начинают погибать сперва молодые женщины, а затем и мужчины. Все преступления совершаются якобы с целью ограбления, но при том с невероятной жестокостью. Прибывший следователь с "кучерявой" (по мнению князя Толстого, великолепно сыгранного Федором Бондарчуком) фамилией Борзюк с головой бросается в расследование. Под подозрением оказываются все: и преподаватели лицея, и сами ученики, и местный доктор, и даже директор Малиновский.

К слову, молодому режиссеру "1814" Андреасу Пуустемаа  удалось показать убийства с принятой в современном кинематографе натуральностью, что, несомненно, придется по вкусу молодому зрителю, любящему голливудские триллеры.

Правда, нельзя не отметить, что разгадка преступлений, совершенных таинственным Царскосельским душегубцем, происходит так неожиданно, без особых усилий кого-либо из героев, что создается впечатление, что как раз таки эта кровавая линия и была фоном, гарниром к основному блюду – жизни юных лицеистов.

"1814" – фильм, который понравится как публике, избалованной умным европейским кино, так и поклонникам американских блокбастеров. В нем есть все: романтика, искрометный юмор, аутентичность пейзажей, блистательная игра мэтров российского кино и начинающих актеров.

"Мы не хотели экранизировать учебник, но у нас было непреодолимое желание создать некую кинематографическую фантазию, столь привычную для англосаксонского мира и далеко не всегда для нас, – поведал перед предпремьерным показом фильма продюсер Александр Родзянский. – Мы допустили радикальные изменения реальных событий, позволили себе вольность, но не фривольность. Это фильм, который принадлежит к категории попыток предложить некое новое блюдо в меню нашего отечественного репертуара. Мы хотели сделать нормальное европейское очень честное кино, способное заинтересовать аудиторию своими нестандартными подходами".

Как бы то ни было, "1814" своего зрителя непременно найдет, ведь это фильм, позволяющий совершенно по-новому взглянуть на людей, изменивших историю и литературу России. Ко всему прочему, это картина, в которой будущий декабрист Иван Пущин рисует карикатуру на Императора, Вильгельм Кюхельбекер непрестанно вызывает кого-то на дуэль, а Александр Пушкин в прямом смысле давится собственными стихами.



Партнеры