Образование в законе

Минобрнауки подвело законодательную базу под новую систему образования.

Минобрнауки завершило создание законодательной базы новой системы образования. На очереди – наука, инновации и интеллектуальная сфера. Ими министерство займется в 2008 году, пообещал на заседании коллегии глава ведомства Андрей Фурсенко. 

Образовательные законы 2007 года закрепили структурные изменения на всех этажах системы образования. Прежде всего, изменились понятие и идеология образовательного стандарта: знаниевый подход, сводящий обучение к передаче знаний, уступил место компетентностному – формированию навыков и компетенций, т.е. умению применять полученные знания на практике. 

Другой закон 2007 года сделал высшее образование уровневым. С его принятием вузы переориентируются с традиционной прежде подготовки узкопрофильных специалистов с непрерывным пятилетним образованием (второй, высший уровень) на четырехлетнюю подготовку специалистов широкого профиля – бакалавров (первый, низший уровень высшего профобразования). Теоретически, правда, бакалаврам оставлена возможность повысить уровень образования – поступить в двухлетнюю магистратуру. Однако мест там на всех не хватит, а обучение будет конкурсным и по большей части платным (по некоторым оценкам, на 50-90%). 

Радикально изменился и способ проверки знаний учащихся. С 2007 года эксперимент с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), большую часть которого составляют тестовые задания, сходные с теми, что используются в США, начал вхождение в штатный режим. При этом большая часть функций государственного контроля и надзора за качеством среднего образования "спустилась" с федерального уровня в регионы  (пока, как водится, без финансового обеспечения). 

Наконец, последняя группа образовательных законов, принятых в 2007 году, призвана повысить доступность образования, подчеркивают в министерстве. Два из них – о компенсациях родительских выплат за детский сад и особенно о предоставлении льгот при поступлении в вузы и техникумы военнослужащим-контрактникам – носят более частный характер. А вот введение всеобщего полного 11-летнего общего (среднего) образования затронет интересы большинства имеющих отношение к среднему образованию. Причем здесь, как признал глава Рособразования, а в недавнем прошлом – председатель думского комитета по образованию и науке Николай Булаев, активно лоббировавший тогда принятие законопроекта, вылезли первые несообразности. 

"Неожиданно" выяснилось, что далеко не все 15-16-летки в состоянии одолеть программу старших классов – в особенности те, кто раньше уходили по этой причине из школы после 9-го класса и составляли основной контингент техникумов и ПТУ. До сих пор по умолчанию считалось, что предметы школьной программы они будут проходить в родимом колледже параллельно с предметами по специальности. Однако бизнес, на баланс которого начало переходить начальное и среднее профобразование, не намерен тратить средства – и притом значительные – на обучение будущих литейщиков или, скажем, слесарей, астрономии и иностранным языкам. В противном случае получение среднего образования пойдет фактически за его счет: на него, как рассказала "МК" член Общественной палаты Любовь Духанина, уйдет до 80-85% общих вложений работодателя в подготовку нужных ему профессиональных кадров. 

Таким образом, законодательная работа новой Государственной Думы в 2008 году может начаться с рассмотрения поправки, освобождающей учащихся ПТУ и техникумов в возрасте до 18 лет от обязательного для остальных полного общего образования. Одновременно может появиться поправка к другому свеженькому закону – о правах на интеллектуальную собственность. Как оказалось, регулирующая эти вопросы новая редакция ч.4 Гражданского кодекса РФ уже в 2008 году превратит все школьные учебники в контрафакт: ни одна из включенных туда карт, схем, фотографий и репродукций картин не оформлена таким образом, чтобы не ущемлять прав интеллектуальной собственности владельца. 

Впрочем, помимо экстренного законодательного вмешательства в 2008 году случится и запланированное. По словам директора министерского департамента госполитики в сфере образования Игоря Реморенко, в Госдуме будет рассмотрен законопроект о компенсации родителям платы за содержание ребенка в частных детских садах наряду с государственными, а также об увеличении стипендии студентам вузов с 900 до 1,2 тысячи рублей, а техникумов – с 315 до 400 рублей. Кроме того, в 2008 году Минобрнауки планирует узаконить проникновение бизнеса в государственные и муниципальные учебные заведения путем создания учредительств, а также распространить налоговые льготы на работодателей, занимающихся подготовкой и переподготовкой не собственных, а "чужих" кадров. 

Есть приятные новости и для науки: налоговая политика в отношении ученых станет наконец вменяемой. По словам директора министерского департамента научно-технической и инновационной политики Александра Хлунова, с научных учреждений снимут налоги на имущество и землю, а закупку научного оборудования перестанут облагать налогами наравне с игорными автоматами. 

Правда, в новой Думе наукой и образованием отныне будут заниматься разные комитеты: законодательство по науке и наукоемким технологиям становится самостоятельным направлением деятельности парламентариев. Кто возглавит новый комитет, пока еще не решено. А вот председателем нового комитета Госдумы по образованию станет прежний глава Рособразования Григорий Балыхин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру