Продавцы освоили "Азбуку вкуса"

Торговцы ставят уставы своих магазинов выше российских законов.

24 декабря 2007 в 14:28, просмотров: 665

С совершенно вопиющим случаем пришлось столкнуться корреспонденту "МК", выполняя редакционное задание. В супермаркете "Азбука вкуса" на Садовой-Триумфальной улице, когда он фиксировал цифры на ценниках, к нему подошли два бравых консультанта и заявили: "У нас запрещено заниматься переписыванием цен!" И пригрозили вызвать охрану.

Покупатели стали оборачиваться, вероятно думая, что поймали с поличным воришку при попытке стащить товар. Прибежавший администратор заявил, что "это – частный магазин, и устав нашего магазина запрещает фотографировать, а также переписывать цены". Так что вместо цен пришлось написать все, что думаю по поводу "сервиса", в книге отзывов. А по возвращении – обратиться в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). Тем более, что, по поступающим от читателей сигналам, "новый сервис с оскалом советской торговли" – уже не редкость. И все чаще продавцы и консультанты откровенно хамят покупателям.

"Действия магазина абсолютно незаконны, – пояснил председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. – Они нарушают законодательство о защите прав потребителей, которым установлена обязанность продавца предоставлять покупателю полную информацию о товаре". Магазин вправе запретить фотографировать, чтобы никто не смог воспользоваться "его эксклюзивным дизайном или изображением товарных знаков", но цены "не являются коммерческой тайной". "Можете фиксировать стоимость товаров, чтобы сравнить ее с другими магазинами. Также можно вести маркетинговое исследование", – говорит Янин. Что касается "устава магазина", то, по словам члена правления КонфОП Дианы Сорк, "это внутренний, то есть непубличный документ компании, который регулирует взаимоотношения между ней и учредителями, порядок управления и т.д.". И к покупателю отношения не имеет, а уж тем более не может нарушать его права. "Пусть вызывают милицию, а вы можете спокойно продолжать ходить и записывать все, что вам нужно, – говорит Сорк. – Нужно требовать от магазина оформления в письменном виде отказа и с этим документом оспаривать подобные действия в Роспотребнадзоре".

СПРАВКА "МК". Что можно делать в магазине:

1. Если вы нечаянно задели полку с товаром и банка с помидорами разлетается вдребезги, платить вы за нее не обязаны. Как пояснили в КонфОП, согласно Гражданскому кодексу, "риск случайной гибели или повреждения имущества" в этом случае лежит на собственнике. Таковым является магазин, до тех пор пока вы не получили чек за оплату товара на кассе.

2. Если вы испортили товар намеренно или по своей халатности (например, держа в руках пять бутылок, потянулись за шестой и обвалили всю полку), то придется заплатить. Согласно статье ГК, вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, "подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Если вы уверены в своей невиновности, то можете попытаться доказать, что всему виной, например, свежевымытый скользкий пол, заваленный коробками проход, хлипкая конструкция стеллажа, нагромождение бутылок и т.д. В большинстве супермаркетов есть видеокамеры, которые на 90% все прояснят. В противном случае, особенно если товар дорогой, магазин, вероятно, подаст на вас в суд и будет доказывать свою правоту. Так что лучше взять координаты у оказавшихся рядом двух свидетелей. Магазин сразу же станет оформлять акт о случившемся (для отчета по бухгалтерии).

3. Требовать от покупателя документы администрация не имеет права. В случае вашего отказа она может вызвать милицию, которая это сделает. Сотрудники ЧОП не захотят до этого момента выпускать вас из магазина. Однако делать это они должны "аккуратно". В противном случае можете блеснуть знанием Уголовного кодекса – статья 203: "Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб" влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком до семи лет.

4. Охранники не могут заставлять сдавать сумки при входе, тем более останавливать вас силой, в том случае, если магазин официально не гарантирует сохранности вашего имущества. Охранник может попросить вас запечатать сумку в целлофановый пакет или ходить за вами хвостом по залу. Также он должен пропускать мам с колясками, если в магазине нет своего оборудования.



Партнеры