ПОКАЖИТЕ МНЕ АВТОРА!

Несмотря на то, что количество книжных новинок в этом году опять обещает поставить все мыслимые и немыслимые рекорды, задавшись вопросом: что же можно назвать прорывом года и каковы его основные тенденции - пришлось столкнуться с тем, что выделить-то особо и нечего.

Мы попробовали разобраться, чем может гордиться книжная индустрия в уходящем 2007 году, какие у нее есть успехи и проблемы. В качестве экспертов было выбрано несколько ведущих литературных критиков, пишущих и вещающих в центральных изданиях, а также те, кто имеет непосредственное отношение к производству книги и их пропаганде.

Владимир Григорьев, советник руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

В 90-е годы мы говорили о том, что у нас мало современной отечественной прозы. Сейчас, мне кажется, мы перегнули палку. Рынок завален современными авторами. Но у нас очень мало хороших переводов зарубежных авторов. Придется выравнивать положение.

А все самые интересные книги появляются в маленьких издательствах, которые отдают им все силы. Но их почти невозможно разглядеть, у них нет средств на рекламу. Наше агентство занимается и будет заниматься  поддержкой  небольших издательств, которые и делают сегодня книги, которыми мы можем гордиться.

Нина Литвинец, вице-президент Российского Книжного Союза, до недавнего времени начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

В этом году, как и всегда, мы подводили итоги конкурса, которое агентство проводит ежегодно. К сожалению, нельзя не сказать о том, что было очень мало выбора среди книг для детей. Прежде всего, подросткового возраста. В 2008 году такой баланс необходимо изменить. Эту проблему нам и предстоит решать в ближайшие годы.

Александр Гаврилов, главный редактор газеты «Книжное обозрение»:

Меня поразила детская книга о динозаврах, выпущенная новым издательством «Розовый жираф».  Каждой страницы на тебя не просто смотрят, а буквально выпрыгивают по три-четыре живых существа. Мимо этой книги не могут спокойно пройти ни дети, ни взрослые.

О плохих книгах говорить не хочется. Они не запомнились, и их слишком много. На нашей планете по-прежнему очень много плохих книг. И конечно нужно бороться с тем, что почти незаметны удивительные дебюты. Для меня стала открытием книга Марты Кетро «Улыбайся всегда, любовь моя.». Молодых талантливых авторов просто не могут разглядеть среди засилья макулатуры. Не механизма узнавания. Если это не простое как Багиров, то никому не объяснишь, что это хорошо. У издателей и писателей все нормально и хорошо, но никто не может объяснить, почему читателя продолжает тошнить.

Майя Пешкова, литературный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»:

На мой взгляд, главным открытием года стала Маша Трауб. Ее книги «Собирайся, мы уезжаем», «Нам выходить на следующей», «Ласточ...ка» стали настоящим открытием. Вообще, мне кажется, что будущее нашей литературы за пишущими журналистами.  Они очень точно ловят тенденции происходящего и моментально их описывают.

Если же говорить в целом об итогах года, то, на мой взгляд, произошло смешение и подмена объявленных «Года чтения»  и «Года русского языка». Год чтения оказался забит более широким понятием русского языка и не получился. Мы опять не стали прежней читающей нацией. Проблемы как были, так и остались. Конечно, нужно было разделить два таких широких понятия, а не подавать их одновременно в одной тарелке. Хотя слово - а в нашем случае русский язык - и было вначале, но Чтение сегодня для нас все-таки важнее. Очень хочется надеяться, что в новом году эта проблема не потеряется за новыми лозунгами. И мы найдем силы и возможности заниматься именно чтением.

Константин Мильчин, редактор книжного проекта "В ответе за слово" журнала "Тайм out":

Если говорить о книгах, то на первое место я бы поставил «Блуда и МУДО» Алексея Иванова. Прорывом года стал Дмитрий Глуховский с «Метро 2033» и «Сумерками». За звание худших могут поспорить Борис Акунин («Смерть на брудершафт») и Оксана Робски («Casual-2»).

Сместились тенденции в литературных премиях. Если раньше можно было ориентироваться на «Русский Буккер», то теперь честнее и справедливее неожиданно стала «Большая книга», которую еще недавно не принимали всерьез. В целом же результаты премии можно предсказать заранее - рекламный бюджет для будущих победителей появляется еще во время написания книги, а иногда и раньше.

И конечно еще одной главной темой года стали производственные романы. Они победно шествуют по прилавкам. Это началось с Сергея Минаева, продолжилось Багировым в «Гастрабайтере» и активно развивается.

Светлана Полякова, директор департамента рекламы издательской группы АСТ:

Про плохие книги года я говорить не буду. А то еще скажут, что конкурентов ругаю. А приятным открытием для меня стала Алла Дымовская («Рулетка еврейского квартала»). Самым серьезным проектом года стал «Девятный спас» Брусникина. Это беспрецедентное за последние 10 лет вложение финансовых и рекламных усилий на российском книжном рынке.

А еще очень не хватает изданий, которые рассказывают о книжных новинках. Особенно о молодых авторах. Это настоящая проблема и наша боль. То, что делается сегодня государством, к сожалению, недостаточно. Престижа чтения как не было, так и нет.

Ну и в завершении не могу не сказать о своем собственном выборе. К моему глубокому сожалению, ни один из опрашиваемых не упомянул два блестящих исторических романа Мастера Чэня «Любимый ястреб дома Аббаса» и «Любимая мартышка дома Тан». Я думаю, что книги этого автора еще станут открытием для многих читателей. «Иностранка» заново открыла нашему читателю удивительного латиноамериканского писателя Варгаса Льосу. Очень жаль, что почти не заметили приезд в Москву мудрого и внимательного философа Александра Пятигорского, которого издала «Европа». И не могу не поздравить всех с окончанием истории Гарри Поттера. Теперь нам всем придется искать новых детских героев. Давайте попробуем сделать это вместе в наступающем году!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру