Капитал оказался человеческим

Дмитрий Медведев доволен итогами приоритетных нацпроектов.

Президентский Совет по нацпроектам подвел итоги сделанного за 2005-2007 годы и уточнил судьбу главных проектов после 2008 года. По мнению первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева, все они были успешными: "Наша позициясвободный, образованный, здоровый, человек как главный фактор развития странысебя оправдала. Инвестирование в человеческий капитал оказалось крайне эффективным",сообщил он. 

В образовании, правда, "человеческий капитал" инвестировался выборочно, уточнил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Логикой нацпроекта "Образование", благодаря которому, по его словам, наконец-то удалось запустить модернизацию всей системы, стали "ставка на лидера", будь то учитель, школа или целый регион, и принцип "деньги в обмен на обязательства". Дивиденды остальных оказались гораздо скромнее. 

Так, лидерами профобразования были признаны 57 вузов из 1,1 тысячи, взявших обязательства запустить инновационные программы в различных областях реальной экономики (каждый получил из госбюджета от 200 до 900 млн руб.), а также 76 ПТУ и техникумов, сумевших привлечь под свои инновационные программы около двух млрд рублей из федерального бюджета и еще столько же – от местных властей и бизнеса.  Финансирование и качество работы большинства остальных остались на прежнем уровне. Однако благодаря миллионным вливаниям в лидеров, рассчитывают в министерстве, они станут локомотивами, которые втащат за собой в новую модель образования менее продвинутые учебные заведения. Ее главной отличительной чертой будет развитие у учащихся инициативы, и "в среднесрочной перспективе" именно ей предстоит стать основой для инновационного развития страны. Пока же, заявил министр, "впервые достигнута адекватность образования современным потребностям страны". 

Выборочно модернизуется и школа: в итоге двухлетнего нацпроекта, по словам Фурсенко, "в современных условиях стали учиться 30% российских школьников против 15% в 2005 году". Лишь к 2010 году их будет 70%, пообещал он. 

С помощью нацпроекта "Образование" покончено и с равенством в оплате труда учителей: зарплаты самых квалифицированных педагогов стали расти опережающими темпами, заявил министр. По его данным, с переходом на нормативно-подушевое финансирование школы и новую систему оплаты труда учительские зарплаты увеличились в среднем на 20%. Тем временем зарплаты 15% лучших из лучших выросли чуть ли не вдвое и переросли среднестатистический уровень по экономике сразу на 25%. 

Все эти тенденции, пообещал Фурсенко, сохранятся и после 2008 года. Приоритетами развития образования он назвал переход на новые стандарты образования; активную господдержку повышения квалификации учителей и особенно – директоров школ; обновление системы оценки качества образования (речь в частности идет о введении единого государственного экзамена) и аттестации педагогических кадров. 

Уже с будущего года заметно активизируется интеграция науки, образования и бизнеса, подчеркнул министр. Вузы начнут готовить студентов с оглядкой на запросы экономики, благо практика такого рода уже опробована в инновационных вузах "и теперь ее надо распространять вширь", – отметил он. Продолжится объединение вузов в сеть (передовые вузы начали этот процесс уже в 2007 году, напомнил министр). На 2009 год в этой связи намечен новый конкурс – интегрированных образовательных федеральных программ, сообщил глава Минобрнауки. 

Похоже, что власти и в самом деле считают, что главная цель нацпроекта "Образование" достигнута. Во всяком случае, ведущая роль в процессе модернизации, до сих пор принадлежавшая федеральному центру, вскоре перейдет к регионам . По словам Фурсенко, уже в ближайшие годы нацпроект "Образование" сменят федеральные, а по большей части – региональные целевые программы развития образования, за счет которых и продолжится увеличение учительских зарплат, поставки в школы нового оборудования, поддержка лучших преподавателей и школ. 

Активных вложений в образование ожидают от местного бизнеса, да и само образование, как ожидается, также перейдет на опробованные нацпроектом принципы существования. "Дальше должно быть вот что: новое качество образования на основе новой финансово-экономической модели среднего и высшего образования", – обрисовал перспективу Дмитрий Медведев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру