Земля может перестать двигаться

Новейшие данные способны изменить наши представления об эволюции нашей планеты и формировании континентов.

Движение тектонических плит Земли обычно рассматривали как непрерывный процесс. Однако новые исследования, сделанные геофизиками Полом Сильвером из института Карнеги в Вашингтоне и Марком Беном из Океанографического института Вудс Хоул, США, позволяют предположить, что это движение в какой-то момент в геологической истории Земли прекратилось и может начаться снова.

После большого количества наблюдений исследователи обнаружили доказательства, что процесс смещения плит относительно друг друга в истории Земли уже останавливался не меньше одного раза. Большинство геологических процессов планеты, таких как формирование континентов и рождение вулканических архипелагов, было вызвано перемещениями тектонических плит. Если эти смещения прекратятся, с большой вероятностью на Земле начнутся землетрясения и вырастет активность вулканов.

В настоящее время смещение плит происходит наиболее активно по краям Тихого океана, который постепенно уменьшается, расширяя пространство Атлантического океана. Примерно через 350 млн лет, считают ученые, бассейн Тихого океана исчезнет, а вместо него появится новый суперконтинент. При этом смещения плит постепенно прекратятся. Во всяком случае, нет никаких доказательств тому, что где-либо на планете движение тектонических плит становится более активным. Что-то подобное случилось миллиард лет тому назад, сразу после формирования суперконтинента Родиния.

Сильвер и Бен уверены, что существует цикл, в течение которого движение земной коры становится то активнее, то угасает. Это позволяет Земле восстановить энергию, которая при постоянном смещении плит выбрасывается наружу.

Источник: "Вокруг Света" со ссылкой на журнал Science.