ЖИВОЙ ВОДЫ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

18 января 2008 в 15:26, просмотров: 1962

Как бы ни отрицали атеисты существование чудес, удивительное явление, происходящее каждый год в праздник Крещения Господня 19 января, не удастся оспорить при всем желании. В этот святой день вся вода во всех наземных и подземных водоемах приобретает необычные свойства — особую целительную силу.

КРЕЩЕНСКАЯ БЛАГОДАТЬ

Праздник Крещения замыкает 12 святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах совершается водосвятие, обряд освящения воды в “Иордани” — проруби, сделанной в виде православного креста. Рядом с “Иорданью” строят ледяные скульптуры в виде креста и голубя, украшают кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами. После этого крест опускают в “Иордань” и совершают молебен с крестным ходом. Верующие окунаются в освященную воду и осеняют себя крестом.

Существовало поверье, что если в ночь на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, то вода как бы вскипает — это на нее сходит Святой Дух. Вода в эту святую ночь также становится святой.

Во всем мире изменяются свойства воды. Бактерии и микроорганизмы в пробах воды, взятых 19 января, практически не присутствуют, жидкость становится почти стерильной. Даже примесь хлора нейтрализуется. Парапсихологи также проводили собственные исследования в этой области. По их мнению, крещенская вода обладает особенной энергетикой, словно бы она была “заряжена” извне, благодаря этому и приобрела необычные свойства. Священники уверяют, что святая вода есть видимое вхождение в нашу жизнь благодати Божией.

Верующие знают о феноменальных свойствах крещенской воды (Великой Агиасмы), которая не подвержена присущим обычной воде процессам распада и гниения. В переводе с греческого агиасма — святыня. Так называют воду, освященную по особому чину. По своим физическим свойствам крещенская вода будет стоять нерушимой на протяжении года, а то и большего времени.

Она исцеляет недуги душевные и телесные, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Крещенская вода смывает грехи и болезни. Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды. Старец Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу.

Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет.

НИ ЖИВА НИ МЕРТВА

Воды в реках и источниках в эту святую ночь оживают, получают особую исцеляющую силу.

Согласно народным преданиям, родники — это “целительные силы подземелья”. Их почитали, славили, считали священными и слагали о них легенды. Одни источники получили свою славу от людей, а другие прославлены от Бога и святых Его. Вода считалась основой мироздания.

Целительные источники даны от Бога как поддержка и утешение. Уничтожение родника издавна на Руси считалось грехом, за которым всегда следовала расплата. У москвичей была примета: “Погиб источник — отворяй ворота и жди много бед”.

В Москве зарегистрировано чуть больше 50 родников, почитаемых в народе как святые и целебные. Над многими из них возведены часовни. Всего же на территории Московской области более 200 родников. У каждого своя история и родословная, свои чудодейственные целебные свойства. У каждого ключа своя легенда. Ее охотно поведают местные жители. Они-то твердо уверены: воды источников целебны. Один разглаживает морщины, другой залечивает язвы, третий успокаивает растревоженную нервную систему и благотворно влияет на сердце.

Одни источники открывались при обретении икон, другие были обретены или ископаны великими святыми. Святые молились, чтобы вода в этих источниках стала целебной. И она обретала чудесную силу, становилась поистине “живой водой”.

У всех народов мира обязательно есть легенды, сказания, предания о “живой и мертвой” воде, с помощью которой воскрешали и убивали, продлевали жизнь и даже достигали бессмертия. Согласно древним поверьям, с ее помощью отгоняли нечистую силу, возвращали зрение и молодость.

Один из самых популярных московских источников — ключ “Холодный” в Теплом Стане, возле станции метро “Коньково”. По преданию, этот родник выкопал сам Иван Грозный, вода из него лечит головные боли, помогает при болезнях почек и печени. В 80-е годы жители района чудом уберегли его от уничтожения — на месте источника местные власти хотели строить автостоянку.

Любят москвичи знаменитый источник со сказочным названием “Царевна Лебедь” в старинном парке Покровское-Стрешнево, получивший свое название в честь царицы Елизаветы Петровны. Говорят, она лечила в нем трофические язвы на ногах. Сегодня считается, что “лебединая” вода лучше любых лифтинг-кремов разглаживает морщины на лице, а также быстрее заживляет раны и язву желудка.

По преданию, государыня Елизавета Петровна не раз приезжала сюда на лечение. Видимо, вода помогала, и в благодарность за исцеление царица приказала построить над источником часовню.

Этот святой источник один из самых чистых родников в Москве. Температура воды постоянна: зимой и летом +6 градусов. В 1995 году состоялось его освящение, народ поставил над родником иконы Спасителя и Матроны Московской.

Тянутся жители к воде, что бьет из-под земли в Татарском овраге (Крылатское), с других концов города приезжают в Филевский парк и Медведково, Кунцево и Переделкино, Свиблово и Кузьминки. Известны ключи в Нескучном саду, Серебряном бору, Битцевском лесопарке, у Борисовских прудов, в Южном Бутове, в Ясеневе. Но особенно их много в Коломенском — целых двадцать! Легенда гласит, что именно благодаря этой благодати Коломенское на несколько веков стало усадьбой русских царей.

Чистейшие, никогда не замерзающие коломенские ключи, что бьют в укромных уголках Голосова оврага, служат подтверждением некой избранности и святости этого места. Издревле они пользовались у местных жителей славой исцеляющих дух и тело человека. По преданию, хрустальная вода родников исцеляет глазные и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин.

Говорят, будто бы здесь исцелилась одна из жен Грозного, припав к целебным водам одного из них. С тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства. Один такой родник назван “Кадочкой”: в срубе над ним раньше стояла деревянная кадка, из которой целительную воду москвичи разбирали ведрами — и всем хватало. Говорят, из ручья можно было набрать “живой и мертвой” воды.

СТУДЕНЕЦ  ДО ЖИЛЫ

Лучшей же считалась колодезная вода, а особенно чтили студенцы. Их почитали священными и часто возводили над ними храмы. На всю Москву славились три питьевых колодца — у Андроньевского монастыря, копанный руками самого настоятеля, св. Андроника, “святой ключ” в Преображенском — по преданию, у него любил отдыхать св. митрополит Алексий.

Но больше всего ценилась вода Пресненских прудов, и ее очень любил царь Алексей Михайлович.

Когда-то вблизи московской окраины “Три горы” в Москву-реку впадал небольшой ручей с симпатичным названием “Студенец”. “Студенцом” называли глубокий колодец, прокопанный до холодной водяной жилы, — неиссякаемый источник чистейшей ледяной воды. Ключевая вода “Студенца” использовалась в качестве минеральной, а также для приготовления различных напитков.

В начале XVIII века на месте села был загородный двор князя М.П.Гагарина, сибирского воеводы, который Петром I был повешен за взяточничество и казнокрадство. В начале XIX века усадьба перешла к московскому генерал-губернатору графу А.А.Закревскому, превратившему ее в парк-памятник Отечественной войне 1812 года. В усадебном саду по причудливо сложному плану, напоминающему лабиринт, прокопаны были каналы, заполненные чистейшей родниковой водой. Каждый из образованных ими шести островков посвящен был выдающемуся военачальнику и украшен памятником (Каменскому, Барклаю, Волконскому). Через каналы перебросили мостики. А над знаменитым родником сооружена была белокаменная башня “Октагон”.

Но недолго продолжалась слава “Студенца”. Закревский отошел от дел и продал свою дачу Демидовым. Далее — советский ренессанс и благородное вымирание.

РЕКИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

В середине XIX века московскому начальству пришла идея составить план–карту всех целебных источников столицы. Поручили сделать эту работу ученым мужьям, но дело не заладилось. Скорее всего, забыли выделить деньги или растратили еще до начала работ.

Рассказывают, что тут и вызвался составить “целительную карту” московских родников простой кладбищенский землекоп Прошка. Услыхал он от древних старцев о “царь-воде”, заточенной в мрачном подземелье. Кто ее отыщет и на свет Божий выпустит — тому откроются все целебные источники в городе. Подсказали деды, что искать “царь-воду” нужно на месте древнего урочища “Три горы”. В древности там находились священная роща и пещеры язычников, где они совершали свои обряды, поклонялись идолам, приносили сакральные жертвы подземной “Воде-владычице”.

Среди крепостных графа Закревского также ходили слухи, что глубоко в подземелье протекала “живая” река, прозванная “Царицей всех вод”. Согласно древней легенде, много лет назад приняла она в себя много крови, за что и была наказана, лишена света белого. Пока не очистится она от невинной крови — струиться ей во мраке подземелья.

За многие годы река очистилась, приобрела необычную целебную силу, но по–прежнему заключена в “трехгорном подземелье”. Видно, напутал что-то в заклинании древний колдун.

Долго искал вход в древнее подземелье Прошка, наконец, отыскав тайный лаз в преисподнюю, нырнул в него. Нырнул, да не вынырнул. Видно, заплутал в подземелье, не отпустила его “царь-вода”.

На девятый день смельчаки спустились в подземелье, чтобы найти пропавшего, да так и вернулись ни с чем. Говорили, будто слышали во мраке шум подземной реки, но не смогли в таинственных лабиринтах найти к ней дорогу. На сороковой день после исчезновения Прошки граф Закревский приказал засыпать лаз в подземелье.

Со временем все забыли о пропавшем кладбищенском землекопе. Но неожиданно вспомнили в наши неспокойные дни. Современные бомжи, ночующие в Пресненском парке, уверяют, что слышат иногда раздающийся из-под земли плеск и журчание, человеческие стоны и крики о помощи.

КРЫЛАТСКОЕ ЧУДО

Другой известный источник называют “Крылатское чудо”. Он находится в глубоком Татарском овраге, на пересечении трех холмов неподалеку от церкви Рождества Богородицы. Первое упоминание о церкви связано с приездом туда царя Иоанна Грозного в 1554 г., в присутствии которого она была освящена. Своим появлением храм был обязан чудотворному источнику, из которого любил пить грозный царь. За этой ключевой водой специально приезжали из Кремля, ее использовал весь царский дом.

С тех самых пор пять ключей льют прозрачную, как слеза, вкусную и мягкую воду. Вода в нем самая чистая из всех родников Москвы и лечит от всех недугов, вплоть до психических расстройств. Родник посещал знаменитый поэт Гавриил Державин. Злые языки утверждали, что поэт употреблял ее для “обуздания азарта”. Безудержно любил поэт играть в карты. Кто знает, может, святой родник помог поэту победить этот страшный недуг и не дал ему спустить все свое состояние.

И вода, и здешний микроклимат считаются целебными, а сам колодец издавна слывет святым. Местное предание гласит: шли как-то крылатские крестьяне на сенокос и у ключа в траве наткнулись на иконку. То был образ Божией Матери Рудненской, ставшей покровительницей Крылатского.

Образ, почитаемый как чудотворный, перенесли с почетом в храм.

В 1936-м, после закрытия церкви, дивная икона вместе с другими была сожжена на площади перед храмом. Образа горели на костре на глазах у плачущих людей. Удивительное дело: женщина, бросившая ее в огонь, угодила под единственную бомбу, упавшую в годы войны с немецкого самолета на Крылатское. И погибла. А святыня не умерла.

Сохранился дореволюционный список с нее, который передала во вновь открытый храм в 1989 г. местная жительница.

Зимой 1990 г. местные власти пригнали бульдозер, чтобы засыпать святой родничок. Собравшийся народ не позволил этого, люди ложились под бульдозер, дежурили и отстояли свою святыню.

Местные поэты сложили немало стихов о своем роднике. Листочки с некоторыми из них приколоты внизу у ключа: “Пусть будут вечны эти воды, как вечны небо и земля”.

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

Родниковая вода — основа жизни, а если она еще и целебна, то в таких местах устанавливались древние языческие капища, а позднее часовни и храмы. Древнейшие курганы, как правило, соседствовали с родниками. Такие святилища были в Коломенском, Братееве, Орехове, Царицыне.

Воды Царицына считались целебными, помогающими не просто в “чадородии”, а в “чадородии мужского пола”.

Молва о чудодейственных свойствах воды и грязей дошла до кремлевских теремов. Соломония Сабурова, бесплодная жена великого московского государя Василия III, зачастила к источнику, но была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь, где родила здорового мальчика. Сюда, на целебные воды, неоднократно приезжали молиться о даровании наследника Софья Палеолог, Елена Глинская и Ирина Годунова.

По одной из версий, старое название Царицына — Черная Грязь — возникло от расположенных неподалеку целебных ключей и грязей. У местных жителей издавна был обычай: обмазываться жирной черной жижей, а потом искупаться в бьющем из-под земли ключе. Хвори как рукой снимало!

При Кантемирах над целебными царицынскими водами была отстроена новая каменная церковь во имя иконы Богоматери Живоносный Источник, единственная в Москве во имя этой иконы.

По преданию, эта икона возникла в Византии, когда по слову Богородицы в густой роще был чудесно явлен живоносный источник с целительной водой, от которого прозрел слепой. Император Лев I возвел над источником храм во имя Богоматери, и с тех пор произошла традиция освящать во имя этой иконы — святой покровительницы воды — храмы при источниках.

На храмовой иконе Богоматерь изображена с Младенцем сидящей в купели. Список с этой иконы люди часто брали с собой, отправляясь на поиски целебных источников. Традиция связывает икону с молением об избавлении от недугов и пагубных привычек — прежде всего пьянства.

В июне 2004 года у истока Москвы-реки под Можайском была освящена часовня иконы “Живоносный источник”, осеняющая воду главной реки Москвы, которую издревле пили москвичи.

ПОД КЛЮЧ

Москву называли “водным городом” благодаря источникам, рекам и фонтанам, а еще из-за известного московского водопровода, что родом из Мытищ. “Громовой” источник в Мытищах — самый знаменитый из ближайших к Москве родников. Этот источник стал главным “поставщиком” воды благодаря императрице Екатерине II, по дороге на богомолье в Свято-Троицкую Сергиеву лавру остановившейся в Мытищах и отведавшей воды из святого ключа.

Незадолго до того там случилось чудо: внезапно среди ясного дня появилась туча, прогремел гром и молния ударила в зеленый луг, где тут же забил источник превосходной родниковой воды, названный “Громовым”, а потом и “Святым ключом”. Отведав воды, императрица повелела немедленно подать ее в Москву. До сих пор мы любуемся знаменитым ростокинским акведуком, прозванным в народе Миллионным мостом.

Предание гласит, что сама императрица пожелала исполнить его в архитектурных традициях древнего Рима и, увидев, восхищенно назвала лучшей постройкой в Москве.

Мытищинские ключи долго хранили славу лучшей воды России. Даже кормилицу наследнику, будущему государю Александру II, взяли из мытищинских девиц, с детства вспоенных на этой изумительной воде. И небывалый успех булочника Филиппова приписывают московской воде: когда его пригласили печь свои хлебы ко “двору в Петербург”, он отказывался: “Вода невская не годится”.

ЧИСТЫЙ ПАСПОРТ ДЛЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ

Многие считают, что в наше время подземные ключи потеряли целебные свойства. Слишком стали загрязнены. Но ладно целительство, а просто пить эту воду можно?

По мнению московского Центра санэпиднадзора, за чистоту некогда чистых ключей теперь ручаться нельзя.

Работники санитарной службы постоянно контролируют состояние вод в родниках. Делается это дважды в год — во время весенних и осенних паводков.

По его данным, из 50 родников, контролируемых врачами, лишь 14 на момент последней проверки оказались пригодными для питья и получили “чистые паспорта”.

Самая чистая вода оказалась в родниках в Крылатском, Царицыне, “Царевна Лебедь” в Покровском-Стрешневе, в Битцевском парке и в Тушине.

Относительно чистые — родники “Холодный” в Теплом Стане, “Знаменские садки” в Северном Бутове, в парке “Фили-Давыдково”, в Переделкине, Свиблове, в пойме р. Яузы, на Мосфильмовской ул., в Южном Бутове и в Кузьминках.

Опасных металлов — ртути и свинца — в этих источниках не обнаружено, зато очень много бактерий, способных вызвать различные болезни. Воду если и можно пить, то только после предварительного кипячения. В некоторых ключах она по составу сродни обычной луже на асфальте.

А вот источники на берегу реки Чертановки, в Ясеневе и Нескучном саду богаты повышенным содержанием нетоксичных металлов и все теми же бактериями.

По мнению врачей, последствия превышения концентрации вредных веществ скажутся лишь через несколько лет.

Например, избыток железа негативно влияет на пищеварительный тракт. А соединения ртути и кадмия могут вызвать разрушения костей и привести к параличу. Поэтому пить воду из святых источников даже духовники советуют с осторожностью.

В следующем выпуске “Зазеркалья” мы расскажем о “волшебных” памятниках Москвы, которым студенческая молва приписывает поистине магическую силу. Вы узнаете, какие памятники помогают успешно сдать экзамены и зачеты, какие дотянуть до стипендии, а какие исполняют заветные желания.





Партнеры