МК ДОСУГ

18 января 2008 в 14:32, просмотров: 207

НАИВНАЯ НИМФА

В светской львице середины ХХ века Наталье Северцовой (1901—1970), актрисе, жене искусствоведа и философа Александра Габричевского, хозяйке легендарного дома в Коктебеле, искусствоведы открыли самобытную художницу. Наследие жены философа выставляет Третьяковская галерея.

Гости ее дома — Максимилиан Волошин, Святослав Рихтер, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Роберт Фальк и вся именитая богема, окрестившая Наталью “нимфой Коктебеля”. После операции “нимфа” потеряла сценический голос, лишилась карьеры и отвлекалась живописью. Не будучи художницей, она писала как бы в шутку, не с натуры, а “из головы” сцены курортной жизни, портреты друзей. Образы веселы и солнечны, граничат с фэнтези, выдавая ее блестящее образование. И рыбы с философски-обреченными мордами, сваленные грудами в натюрморты, как символ даров Коктебеля, кажутся грустной иронией художницы над своей судьбой.

n Выставка открыта по 20 января. 
n Стоимость билета: 50—250 рублей.
n Галерея работает ежедневно, с 10.00 до 19.30, кроме понедельника.
n Адрес: Лаврушинский пер., 12, ст. м. “Третьяковская”. Тел.: 230-77-88, 951-13-62, 238-13-78.

ТАЙНЫЙ КАПЛАН

С шедеврами отечественного искусства, сокрытого в частных коллекциях, продолжает знакомить Музей личных коллекций, где открылась выставка “Анатолий Каплан. Живопись, графика, скульптура, керамика”.

Произведения Каплана (1902—1980) хранятся в музеях Ватикана, Нью-Йорка, Иерусалима, Амстердама, Лондона, Дрездена, Канады. Он известен как иллюстратор, представитель ленинградской школы графики и революционер в искусстве литографии. Его живопись, скульптура и керамика — отдельное достояние. Писал на вечные темы и сюжеты, которые понимал и любил. Его сравнивают с Шагалом — те же стенные часы, влюбленные, семейные портреты, но по-своему смелые, яркие и “цветастые”. Представлена керамическая серия портретов (почти скульптурных) гоголевских героев “Мертвых душ” и “Ревизора”, литографии по мотивам еврейской литературы Шолом-Алейхема и Менделе Мойхер-Сфорима и впервые — живопись мастера.

n Выставка открыта по 20 января.
n Стоимость билета: 20—50 рублей.
n Музей работает ежедневно, с 10.00 до 19.00, кроме понедельника.
n Адрес: ул. Волхонка, 10, ст. м. “Кропоткинская”, “Библиотека им. Ленина”. Тел. 203-16-10.

РЕДКИЙ ЗВОН

Философским вопросом “зачем человечеству сдались колокольчики” можно занять свое воображение на выставке самой большой частной коллекции этой звенящей братии во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Представлены экспонаты из 50 стран мира. Самый древний экземпляр — колокольчик VII века нашей эры. Остальные хороши разнообразием материалов — бронза, серебро, дерево, керамика, стекло, фарфор — и отпечатком эпох. Колокольчики в стиле ренессанс, барокко, рококо, с восточными и русскими национальными мотивами. Старые вызывные колокольчики создавались словно для того, чтобы звонить было приятно: мастера возрождали забытые формы и орнаменты искусства прошлого. Отдельная гордость— дужные колокольчики, звеневшие в разные века над русскими лошадками. В них тайны литейных секретов, первых владельцев, а также источник вдохновения ямщиков, обогативших фольклор.  

n Выставка открыта по 20 января.
n Стоимость билета: 20—50 рублей.
n Музей работает ежедневно, с 10.00 до 18.00, кроме пятницы, а также последнего четверга каждого месяца.
n Адрес: ул. Делегатская, 3, ст. м. “Маяковская”, “Сухаревская”, “Цветной бульвар”, далее тролл. 10, “Б”, 47 до ост. “Театр кукол”. Тел. 609-01-67.

МЫШКИ В ЛУЗЕРАХ

В чем правда, брат? В силе или в интеллекте? Аллегорическая выставка, посвященная году Мыши, — “Кошки-мышки”: “Победи или проиграешь” группы “Арт-Демаркация” в Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова предлагает подумать в преддверии выборов о судьбах людских на примере взаимоотношений серого дрожащего большинства и мурлыкающих когтистых стратегов.

Авторы предупреждают: детям и слабонервным не смотреть — во время съемок реальный мышонок пал жертвой кота Пентакса. Документальное кино, постановочное фото, инсталляции расскажут о “жести” мира животных. Ведь даже сытый кот если не съест, то заиграет мышь до смерти. Сколько бы мышь ни думала, кошке всегда хватит терпения ее выследить. Художники говорят: “Правда — в гуманизме”. Однако, если авторы для пропаганды “любви к слабому” позволили коту перед камерой убить мышь, поневоле засомневаешься в успехе теории: достоевщина какая-то.  

n Выставка открыта по 31 января.
n Вход свободный.
n Музей работает ежедневно, с 11.00 до 19.00, кроме понедельника.
n Адрес: ул. Земляной Вал, 57, ст. м. “Чкаловская”. Тел. 623-41-15.

ГЛАВНЫЙ ПО ОБРАЗАМ

Звезды 80-х Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Борис Моисеев, Лайма Вайкуле вошли в сознание соотечественников во многом такими, какими их придумал стилист Лев Новиков. Галерея “Дом Нащокина” посвятила памяти мастера, ушедшего в ноябре прошлого года, выставку сделанных им фотопортретов знаменитых актрис, сценических образов, дизайнерской одежды.

У Льва Новикова стриглась и красилась вся модная Москва 80-х. Он поднял советский шоу-бизнес до искусства, был родным в театре, кино, мире моды. Придумал грим и образы персонажам культового спектакля Романа Виктюка “Служанки”. Сделанные им портреты артистов — емкие “фотоспектакли”, мистическая история личности. Роковая маргиналка Рената Литвинова словно вышла из “зазеркалья” полированного стола, в котором она отражается. И, как русалка, пророчески неотмирна Ирина Метлицкая. А задрапированная в роскошные кринолины отдыхающая Алла Демидова — как суть своего актерского величия.

n Выставка открыта по 20 января.
n Стоимость билета: 50—150 рублей.
n Галерея работает ежедневно, с 12.00 до 19.00.
n Адрес: Воротниковский пер., 12, ст. м. “Маяковская”. Тел. 699-11-78.

СВЯЩЕННЫЕ ВЕЩИ

С обрядовыми сокровищами Русской православной церкви знакомит Крестовая (Мироваренная) палата Патриаршего дворца музеев Московского Кремля. Выставка “Собор русских патриархов” посвящена 90-летию восстановления патриаршества в России.

Первый русский патриарх Иов был избран в 1589 году — накануне Смутного времени. При Петре I патриаршество было утрачено. Синодальный период завершился в 1917 году перед гонениями на верующих, и церковь возглавил патриарх Тихон. В экспозиции — шедевры русских и зарубежных мастеров, экспонаты досинодального периода. Панагия митрополита Казанского Гермогена 1603 г. в античной технике, саккос патриарха Иова из драгоценной парчи, с “Успением Богоматери” на оплечьях. Клобук святителя Филарета (1616—1630 гг.): 800 г золота, 12 сапфиров, отборный жемчуг, а на воскрылиях — лики святителей. И запрещенный в 1666 году предносный резной деревянный крест патриарха Никона. 

n Выставка открыта по 27 февраля.
n Стоимость билета: 50—300 рублей.
n Музей работает ежедневно, с 10.00 до 17.00, кроме четверга.
n Адрес: Кремль, ст. м. “Библиотека им. Ленина”. Тел.: 202-92-84, 202-28-08.

ПРИБОРЫ ВРЕМЕНИ

Умилиться технике, которая была олицетворением прогресса для наших бабушек и дедушек, а также более старших поколений, непременно стоит в Политехническом музее. Выставка “Обретающие свой дом” — трогательный приют смешных и нелепых, с точки зрения дня сегодняшнего, бытовых и научных приспособлений, “средств передвижений” и “измерительных приборов”.

Отдельное удовольствие — читать гордые названия. Так, не знавший переключения скоростей шведский велосипед 1915 года — “Гермес”, огромный ящик с маленьким окошечком посредине — телевизор “Рембрандт”, первое отечественное электромузыкальное “пианино” с романтичным именем “Лель”. Швейные машинки, фотоаппараты и золушкины утюги многим вспомнятся по домашним антресольным сокровищницам. И совсем из “области фантастики” — даже не часы, а “приборы времени”, счетные приспособления, метеорологические приборы и датчики измерения температуры.

n Выставка открыта по 10 февраля.
n Стоимость билета: 30—60 рублей.
n Музей работает ежедневно, с 10.00 до 18.00, кроме понедельника, а также последней пятницы каждого месяца.
n Адрес: Новая пл., 3/4, “Мраморный зал”, подъезд №3, ст. м. “Китай-город”. Тел.: 625-06-14, 623-07-56.



    Партнеры