Сербия выбирает между Россией и Европой

“Сербия на перепутье между Евросоюзом и Россией”

 — так некоторые аналитики обозначили борьбу за пост сербского президента между двумя основными кандидатами — нынешним главой государства Борисом Тадичем и лидером Радикальной партии Томиславом Николичем.

Не первые по счету выборы президента на этот раз особенные: впервые избирают главу Сербии после “развода” с Черногорией. И никогда еще так остро не стоял вопрос о независимости края Косово и Метохия. Между тем, наверное, еще больше, чем в Белграде, результатов выборов ждут в Приштине, где провозглашение суверенитета увязывают с выборами в Сербии.

Хотя на уровне риторики и Тадич, и Николич одинаково выступают за территориальную целостность государства и против независимости Косово, радикалы упрекают нынешнюю власть в готовности молчаливо согласиться с отделением края. Неудивительно, что косовары — не без совета извне, видимо, — решили погодить до конца президентской кампании. Провозгласи они сейчас независимость, президентом в Белграде стопроцентно станет несговорчивый Николич, а Западу этого совсем не хочется. С другой стороны, победа националиста Николича может послужить для косовской независимости катализатором. Впрочем, кто бы ни победил в Сербии — для косовских албанцев дела не меняет.

Если прибегнуть к упрощению, то противостояние между Тадичем и Николичем можно обозначить как конфликт по линии “западник—славянофил”. Борис Тадич предрекает сербам европейское будущее и грядущее членство в ЕС. Довольно привлекательная перспектива, что говорить, и объявление о том, что Еврокомиссия решила начать переговоры с Сербией о безвизовом режиме взаимных поездок граждан, прозвучало за пару дней до выборов весьма кстати. Но политика ЕС в косовском вопросе заставляет сербов усомниться в намерениях Брюсселя.

Николич считает, что место Сербии не в ЕС, а в союзе с Россией и Белоруссией. Даже не против размещения российских военных баз на сербской территории. Некоторые региональные СМИ, опираясь неизвестно на какие источники, даже уточнили, что есть планы по размещению российской базы на границе с Республикой Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины. Поздно пить боржоми: если бы базы разместили до натовской агрессии 1999 года, то Косово сербам можно было бы отстоять. А теперь-то что?

Если победу одержит Николич, это совершенно не значит, что он обязательно останется президентом. Прецедент имеется: в мае прошлого года его избрали председателем Народной скупщины (то есть спикером парламента) Сербии. Это не понравилось не только его политическому противнику Тадичу, но и Западу. Как же, заместитель радикала Воислава Шешеля, находящегося под следствием в Гаагском трибунале, стал спикером! Госдеп разразился филиппикой по поводу возвышения националиста. На своем посту Томич не пробыл и недели — рекорд в истории парламентаризма на Балканах.

Предопределить итоги президентских выборов трудно, тем более что практически все единодушны в том, что второго тура не избежать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру