Возвращение с гор

В 1938 году на горе Эльбрус, на высоте 4200 метров, была построена гостиница "Приют одиннадцати".

1 февраля 2008 в 18:11, просмотров: 360

Она выглядела, как дирижабль: деревянный каркас в форме дирижабля, обшитый листами металла, покоился на бетонном первом этаже. В годы Великой Отечественной Войны ни у наших, ни у немецких войск не поднялась рука взорвать здание, уже тогда ставшее легендарным.

Но в 1998 году "Приют одиннадцати" был полностью уничтожен огнем. По свидетельству очевидцев, пожар произошел по неосторожности одного из туристов. Деревянное здание сгорело, как спичка, люди едва-едва успели эвакуироваться (никто серьезно не пострадал). Самая высокогорная в мире гостиница перестала существовать. От нее остался только бетонно-кирпичный первый этаж.

Год 2008. Ровно через десятилетие владелец одной из крупнейших московских фирм принял решение восстановить "Приют одиннадцати". И корреспонденты "Московского комсомольца" Светлана Самоделова и Сергей Иванов отправились в командировку на Эльбрус.

Накануне нашего прилета в Нальчик погода испортилась: пошел снег, который жители Кабардино-балкарской столицы не видели весь январь. Разместившись в гостинице, мы устроились в небольшом кафе в виде пивной бочки (местная достопримечательность) и совместно с нашими хозяевами стали разрабатывать планы покорения высоты 4200 метров. Несмотря на некоторый скепсис специалистов, мы все же настояли на том, что нам нужно добраться до "Приюта" на следующий день, потому что погода в горах изменчива и неизвестно, что будет происходить через день или два.

…Рано утром мы отправились к Эльбрусу. Нашими гидами были Анзор из Управления делами Президента Кабардино-Балкарии и его друг Альберт (очень влиятельный местный бизнесмен). От Нальчика до Эльбруса всего около ста километров, но дорога заняла примерно три часа. Снег шел не переставая. В поселке Эльбрус мы встретились с мэром, который поднялся с нами наверх, опекал нас и рассказывал много интересного. После легкого обеда и обязательных 50-ти граммов коньяка (для расширения сосудов), мы начали подъем.

Строго говоря, поднимались мы по канатной дороге, а коньяк нужен для того, чтобы компенсировать отсутствие акклиматизации, обязательной для подъема на высоту 4200 метров и выше. Уже на высоте 3500 метров стал ощущаться недостаток кислорода, быстрые движения вызывали некоторое головокружение. Мы приняли еще по 50. Еще внизу нас предупредили, что барометр низкий и видимость будет нулевая или почти нулевая.

Садимся в ратрак и начинаем подъем. Опытные лыжники и альпинисты или даже просто более подготовленные, чем мы, люди поднимаются пешком. Нам как заведомым новичкам предоставили технику. Ратрак медленно и натужно ползет вверх, видимость метров 50-60. Слева пропасть. Иногда машина уходит в сторону, и тогда водитель Володя возвращает ее на трассу. Еще минут тридцать-сорок – и мы у "Приюта". Вот она, знаменитая, расположенная на страшной высоте, гостиница (а точнее, ее остатки), принявшая за 60 лет тысячи туристов со всего мира. Как нас и предупредили, здесь каждый шаг дается с трудом, и пройдя метров десять от ратрака до входа в "Приют", я начинаю задыхаться и вынужден спокойно стоять несколько минут. И, хотя видимость очень ограничена, состояние близко к эйфории. Об этом месте я слышал с детства и не предполагал, что когда-нибудь смогу попасть сюда. Как это ни удивительно, сотовая связь работает, и мы можем позвонить домой.

Минут через 15 Володя говорит, что нам нужно срочно спускаться – погода портится, начинается буран, и это совсем не безопасно. Мы залезаем в ратрак и отправляемся вниз. Обратный путь проходит быстрее, и через полчаса мы сидим на высоте 3500 метров в тепле, в маленькой гостинице, тоже высокогорной, и обмениваемся впечатлениями. Несмотря на то, что мы поднимались на машине, нам будет что вспомнить.



    Партнеры