Рули отсюда

Автошкола: кто на ком ездит?

1 февраля 2008 в 13:41, просмотров: 2367

С каждым годом сдать на права в столице становится все труднее. И дороже. Московские автошколы, едва справляющиеся с огромными потоками клиентов, обновляют прейскурант на свои услуги чуть ли не каждый месяц.

Сколько нужно заплатить, чтобы стать полноправным водителем четырехколесного друга, и какую автошколу выбрать “чайнику” без водительского опыта, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Автопробегом по бездорожью

Отчего количество пешеходов, желающих влиться в стройные ряды автолюбителей, неуклонно растет, сказать точно не может никто. Здоровой логике эта статистика не поддается. Ведь число трудных развязок на дорогах только увеличивается, и, чтобы добраться из одного конца города в другой на авто, зачастую нужно потратить не один час.

— Чтобы приехать на работу вовремя, я выезжаю из дома за два часа до начала рабочего дня, — говорит водитель с 5-летним стажем Нина. — Вообще-то в выходные дни такое путешествие может отнять всего полчаса. А вот в будни, если повезет, добраться до офиса получается за час, нет — простаиваю все 120 минут в потоке машин. Иногда просто не выдерживают нервы: бросаю машину и еду своим ходом.

Однако проблема заторов на дорогах мало заботит потенциальных учеников автошкол. Многие из них вообще, по словам специалистов, учатся не для того, чтобы тут же сесть за руль, а просто “на всякий случай”.

— Среди клиентов автошкол сейчас очень много только что родивших мамочек и совсем еще зеленых студентов, которые осваивают технику вождения впрок, — говорит администратор водительской школы Анна Меринова. — Они полагают, что после выхода на работу времени на то, чтобы учиться вождению, у них просто не останется, а навыки эти через год-два вполне могут пригодиться. Только вот один нюанс. Такие ученики забывают, что вождение — это прежде всего практика. И даже получив корочку через полгода, можно напрочь забыть о том, где находится педаль газа, а где — тормоза.

Дамский руль

Девушки сегодня составляют добрую половину “водительского студенчества”, тогда как еще пять лет назад процент женщин среди учеников автошкол не превышал 30%.

— Распространенный стереотип, что “женщина за рулем — это обезьяна с гранатой”, постепенно отходит в прошлое, — убежден Константин Лысенко. — Дам на дороге уже не воспринимают как нечто сверхъестественное. Однако что правда, то правда — учатся вождению они гораздо медленнее, чем мужчины.

Представительниц прекрасного пола, недавно севших за руль, по словам опытных автолюбителей, часто подводит реакция: они не могут вовремя реагировать на светофор и знаки дорожного движения, регулярно путают право и лево.

Однако во всем, что касается теории, представительницы прекрасного пола всегда на шаг впереди мужчин.

К слову, из-за собственной медлительности прелестным ученицам автошкол редко удается наладить отношения с инструкторами. А все из-за того, что суровые педагоги не прочь запустить разок-другой в своих подопечных крепким словцом — чтобы быстрее соображали. Вот почему специально для дам некоторые автошколы разработали особую услугу — “ласковый инструктор”. Во время занятий с таким специалистом нежное обращение женщинам гарантировано. Ну а если инструктор повысил тон или выругался, клиент, запросивший услугу, вправе на него пожаловаться и даже подать в суд. Некоторые автошколы пошли еще дальше: они практикуют обучение клиентов с педагогом-женщиной, что тоже, разумеется, гарантирует нежное и ласковое обращение педагога с учеником.

Зимняя терапия

Лучшее время для того, чтобы записываться в автошколу, — зима. Об этом говорят и просто автолюбители, и профессионалы.

Во-первых, зимой желающих пройти обучение меньше. Люди предпочитают практиковать вождение летом, во время отпусков. А значит, у вас шансов попасть на занятия к хорошему инструктору меньше.

Во-вторых, зимнее вождение имеет свою специфику: нужно учиться маневрировать на ледяном асфальте, разогревать машину в мороз, грамотно выходить из заносов. Без всех этих навыков по городу вы ездить не сможете. Именно поэтому так важно, чтобы ваши практические занятия — хотя бы частично — проходили в холодное время года.

— Многие ученики, чьи практические занятия проходили исключительно летом, вынуждены с наступлением холодов нанимать себе инструкторов заново — чтобы учиться кататься уже по зимним дорогам, — предупреждает автоинструктор Станислав Кочевой. — Лучше убить двух зайцев сразу и подать документы в автошколу до того, как сойдет последний снег.

Дела бумажные

К выбору учебного заведения будущим водителям нужно подходить с особым вниманием. Дабы не стать жертвой мошенников, ведущих охоту за доверчивыми “чайниками”, не стоит записываться в автошколу по месту жительства или по принципу “где дешевле”. Это чревато тем, что вы можете остаться не только без денег, но и без вожделенной “корочки”.

— Первое, на что стоит обратить внимание, — лицензия на обучение вождению, — советует Анна Меринова. — Без этого документа статус автошколы юридически не подкреплен. А значит, ее деятельность незаконна — и обучение в такой школе не может обеспечить вам получение прав.

Заведений, работающих без лицензий, в Москве немного, но мозги своим клиентам здесь запудривают профессионально. Заманивают низкими ценами и скидками. А по окончании занятий даже выдают ученикам “сертификаты”, якобы гарантирующие получение прав. На самом деле любая подобная бумажка представляет собой не более чем красивую открытку, отпечатанную на принтере.

 — Ни о каких сертификатах и речи быть не может, — говорит Анна Меринова. — Официальные документы, которые вы должны получить по окончании обучения в автошколе, — это свидетельство об окончании автошколы и водительская карточка. Они нужны для прохождения следующего этапа — экзаменов в ГИБДД (этот документ внешне чем-то напоминает права: на нем ваша фотография, паспортные данные, номер выданного свидетельства и печать ГИБДД).

Зачитайте права

Московские автошколы, работающие по лицензии, предлагают начинающим асам примерно одну и ту же программу: теория плюс практика, затем — прохождение внутреннего экзамена и, наконец, сдача практической части в ГИБДД. Обучение в среднем длится 2—2,5 месяца в зависимости от интенсивности занятий.

Теоретический курс включает в себя групповое разжевывание ПДД (Правил дорожного движения) и основы тактики вождения. В некоторых продвинутых школах плюс к этому учеников, прежде чем посадить за руль, муштруют на компьютерных тренажерах.

— К теоретическим занятиям многие ученики подходят несерьезно, — жалуется Анна Меринова. — На занятиях либо спят, либо разговаривают. А это ведь не лекция в институте. Разъяснение тонкостей вождения, правил и знаков помогает водителям не только избежать опасных моментов на дороге, но и штрафов, которые так любят выписывать сотрудники дорожных служб начинающим водителям.

За зачтение ваших прав с вас в зависимости от статуса школы и длительности курса могут взять от 3 до 7 тысяч рублей. В среднем количество лекционных часов колеблется от 12 до 24 занятий.

— Лучше остановиться на том варианте, где вас не планируют “перегружать теорией”, — советует Станислав Кочевой. — Думаю, 18 занятий будет вполне достаточно. Ведь главное — не тупая зубрежка правил, а их применение на практике.

Константин Лысенко готов с коллегой поспорить.

— Чем больше теории, тем лучше для водителя, — говорит он. — И 24 часов бывает маловато. Особенно тем, в чьей семье водителей мало, я советовал бы подольше посидеть в классе за изучением ПДД, а уж потом только выезжать на городские улицы.

Крепче за баранку держись, стажер!

За практические занятия с инструктором разные автошколы стригут по-разному. Где-то учеников просят оплатить сразу весь курс, где-то предпочитают брать почасовую оплату. Стоимость одного часа занятий за баранкой в среднем — 200—600 рублей. Целый курс (18 практических занятий с инструктором) может обойтись в 8—15 тысяч “деревянных”. Дополнительные занятия с инструктором, если вы не сдали экзамены, стоят, как правило, еще дороже — 600—1000 рублей за час.

Во многом цена занятия зависит от того, на каком автомобиле вас впервые выведут на дорогу. Чем старше и непрезентабельнее авто — тем дешевле урок.

— Я советую своим ученикам тренироваться на отечественных “Вазиках”, — говорит Станислав Кочевой. — Наши машины известны тем, что управлять ими сложнее. Но, как говорится, тяжело в ученье — легко в бою. Чем лучше вы освоили какой-нибудь “жигуленок”, тем проще вам будет обращаться с собственным “Фордом”.

— Важно, чтобы автомобиль был с ручной коробкой передач, — говорит Константин Лысенко. — На “автомате” учиться не стоит просто потому, что в этом случае и права вы получите соответствующие: водить машины с ручной коробкой передач вам будет запрещено.

Переходим на личности

Что важно, практические занятия в школе в отличие от теоретических проводятся не в группе, а с каждым учеником по отдельности. Это общепринятый стандарт.

Некоторые особо “талантливые” инструктора, правда, дурят нашего брата-“чайника”, предлагая заниматься вождением в группе сразу нескольким ученикам. Таким образом педагог экономит собственное время и получает в автошколе те же деньги за меньший объем работы.

— Меня удивляет, с какой охотой люди соглашаются заниматься в группе, — возмущается Константин Лысенко. — Ведь это же чистой воды надувательство. Вы платите за занятие столько же, сколько и обычно, а в результате половину урока проводите на заднем сиденье, якобы “набираясь” опыта у своего собрата. Ну не абсурд ли? Какого опыта, скажите, пожалуйста, можно набраться, не притрагиваясь к рулю?

Зачем платить больше?

И, наконец, еще один немаловажный момент для новичка, мечтающего покорить городские трассы, — прохождение медкомиссии. Каждому, кто решил сесть за руль, прежде чем сдавать экзамены в ГИБДД, по закону надо пройти обследование всего организма.

А сделать это можно двумя способами. Первый сводится к общению с районными докторами: отправляетесь в свою поликлинику, проходите всех основных врачей (терапевт, окулист, хирург и т.д.) и получаете справку о своей пригодности к вождению. Второй способ многим легче: получить все медицинские документы на руки можно прямо в автошколе. По сути, эти два варианта ни чем не отличаются друг от друга, только второй значительно экономит ваши силы и время.

— Когда я получала медицинскою справку, решила немного сэкономить на прохождении медкомиссии, — рассказывает недавняя выпускница одной из столичных автошкол Лариса. — Отправилась сама по врачам. Оказалось, что в районной поликлинике за справку тоже надо платить — причем почти столько же, сколько бы я заплатила за прохождение медкомиссии в автошколе. Но о своем решении я по-настоящему пожалела тогда, когда вдруг оказалось, что одной бумажки у меня не хватает и для того, чтобы ее получить, надо снова отстаивать немыслимые очереди. Проще было ее приобрести. В итоге я сэкономила рублей 100, не больше.

Пройти медкомиссию в автошколе можно за 500—800 рублей. В поликлинике за ту же услугу придется отдать 300—500 “деревянных”.

Куда заводят семейный бюджет начинающие автомобилисты?

Теоретический курс вождения    3000—7000 руб. 

Практический курс вождения      8000—15 000 руб. 

Разовое занятие     200—600 руб./час 

Дополнительные занятия с инструктором     600—1000 руб./час 

Медкомиссия в автошколе      500—8000 руб. 

Медкомиссия в поликлинике      300—500 руб. 

Комплект учебной литературы     400—1000 руб. 

Факультатив: техническое обеспечение автомобиля     800—1500 руб. 

Факультатив: вождение в экстренных условиях      1500—3000 руб.

кстати

1000 мелочей

Дополнительные расходы студента столичной автошколы — это прежде всего учебные пособия. Стоить книжки с наглядными примерами и автомобильными знаками могут везде по-разному. Где-то комплект вам предложат за 400 рублей, а где-то уже за 1000. Также трат потребуют факультативы. Разбираться в устройстве автомобиля на элементарном уровне замены колеса и проверки аккумулятора вас научат за 800—1500 рублей, водить в экстремальных условиях — за 1500—3000 “деревянных”.

РОДИНА ВАМ ОТПЛАТИТ

Частично деньги, потраченные на обучение в автошколе, можно вернуть, воспользовавшись своим гражданским правом на получение социального налогового вычета. Социальный налоговый вычет — это возврат определенной суммы налога, уплаченной с ваших доходов. Возвращается эта сумма к вам не просто так, а именно потому, что вы потратили часть собственных средств на социальные нужды — то есть обучение вождению. И равна она 13% от стоимости обучения. Так, например, если за курсы вождения вы заплатили 12 тысяч, 1560 рублей вы можете вернуть в семейный бюджет. Для этого в ближайшую инспекцию Федеральной налоговой службы нужно представить следующие документы:

• декларацию о доходах за текущий год;

• копию лицензии на право ведения образовательной деятельности автошколой или иного документа, подтверждающего, что указанная школа является учебным заведением и может оказывать образовательные услуги;

• документы, подтверждающие ваши фактические расходы на обучение (договор на обучение, квитанция об оплате обучения, кассовый и товарный чеки).



    Партнеры