ОТКРОЙ В СЕБЕ ПАГАНИНИ

Еще не поздно стать уличным музыкантом

Учить нотную грамоту и наигрывать гаммы довелось в детстве не каждому. Но, бывает, душа настойчиво просит музыки, да еще в собственном исполнении… Можно ли освоить пианино, скрипку или еще какой музыкальный инструмент человеку солидного возраста? Оказывается, многие москвичи с успехом это делают. И не мешают тут ни годы, ни даже отсутствие слуха. Как это происходит, выяснял корреспондент “МК-Воскресенья”.

Старт на клавишах

В столичную музыкалку №86 несколько лет назад пришел учиться… 80-летний дедушка. Подтолкнул его к музицированию случай на фронте. Оказывается, в сороковые-роковые мужчина, будучи в Будапеште, зашел в местную филармонию, где ему подарили аккордеон. Так вот, сказал старичок, этот инструмент, красивый такой, блестящий, до сих пор пылится на антресолях. Научите играть! И дедушка вполне успешно учился. Доказав тем самым, что возрастного предела для желающих на чем-либо играть не существует.

Другой вопрос: как именно будет играть взрослый ученик? Московские педагоги оказались единодушны: профессионального музыканта и народного артиста из ученика в годах уже ну никак не получится. Бегло, быстро играть он не сможет. Для этого действительно нужно осваивать гаммы с детства или хотя бы до своего двадцатилетия.

— Дело в том, что у детей, которые начинают учиться музыке, еще развивается двигательная система, и навыки игры на инструменте как бы встраиваются в нее, — объясняют профессора Московской консерватории. — А у взрослых эта система уже сложилась, ее гибкость давно потеряна, так что остается лишь приспосабливать ее к игре на инструменте. Поэтому, чтобы добиться хороших результатов, учиться играть лучше в раннем возрасте. Это, кстати, общее правило для музыки, балета и спорта.

Слух приложится

Однако освоить инструмент для домашнего музицирования взрослым вполне под силу. Среди богатых москвичей сейчас стало даже модно подыскивать себе педагога и учиться игре или вокалу. Охотно берут взрослых детские музыкалки — только в Западном округе Москвы великовозрастные ученики могут заниматься в семнадцати (!) школах.

Никаких вступительных испытаний ни для детей, ни для взрослых музыкалки, как правило, сейчас не устраивают. Детям помог демографический кризис, из-за которого некоторые школы остаются полупустыми. Взрослые же и вовсе заказывают музыку на свои деньги — их берут не на бюджетные места, а только на так называемые отделения самоокупаемости. А за 2—4 тысячи рублей в месяц педагоги тем более готовы учить всех желающих.

Отсутствие музыкального слуха — тоже не препятствие для занятий. Как отметили в консерватории, людей вовсе без такого слуха — всего 2—3% (при этом многие из них любят музыку за… ритм). А от 15 до 30% населения считаются лишь педагогически запущенными — они могут сфальшивить только потому, что никогда не развивали свои музыкальные способности. И наконец, нельзя судить о наличии слуха по тому, как человек поет, — часто бывает, что мелодию он чувствует, но просто не может воспроизвести ее голосом. А это уже другая проблема.

Игра головой

— Взрослые у нас занимаются по той же программе, что и дети, — рассказывает Лариса Беседина, директор ДМШ №97. — Иначе никак: если хочешь петь, то сначала нужно поставить дыхание. Если хочешь играть — нужно поставить руку и выучить ноты. У взрослых по два индивидуальных урока в неделю игры на инструменте и два часа теоретических дисциплин — музыкальная грамота, сольфеджио, история музыки.

Если хватает терпения на пять лет учебы, то можно в финале получить официальное свидетельство об окончании музыкальной школы. Кстати, малыши, которых отдают в музыкалку с 7 лет, и осваивают премудрости звукоизвлечения 7 лет. Взрослым же удается уложиться в более короткий срок потому, что они быстрее схватывают теорию — ту же нотную грамоту.

Однако, как отмечают некоторые педагоги и сами взрослые ученики, попытки учиться игре на инструменте рационально, с помощью разума, часто и мешают успехам. Иногда лучше “отключить голову” и воспринимать указания педагога с воображением, как дети, а не переводить их на взрослый язык. И тогда совет учителя: “Представьте, что звуки — как бусинки на одной нити” — действительно поможет.

Тем, кто собирается знакомиться с музыкой, стоит учесть, что более или менее преуспеть в игре на инструменте можно, играя на нем хотя бы по часу каждый день. Некоторых такая зубрежка заранее пугает, и они отказываются от идеи музицировать. Другие разочаровываются, поняв, что при всем усердии и талантах через месяц они все еще не будут играть большие серьезные произведения. Но в целом, по словам московских педагогов, почти все взрослые, пришедшие учиться, музыкальную школу заканчивают. Текучка среди великовозрастных учеников куда меньше, чем среди детей.

Нотное ноу-хау

Учат игре на музыкальных инструментах и в нескольких частных школах столицы — за 3—5 тысяч рублей ежемесячно. Причем там делают акцент на то, чтобы научить человека импровизировать и мгновенно подбирать любую мелодию — выпускникам государственных ДМШ как раз этого часто не хватает: они могут выучить что-то по нотам, но не способны сыграть мотив, пришедший им на ум.

— Вообще новые методики обучения музыке появляются каждый год, — говорят специалисты консерватории. — И нельзя сказать, что эта методика хорошая, а та — плохая. Во-первых, одна и та же методика может приводить к разным результатам, в зависимости от того, кто преподает. Во-вторых, не существует методики, одинаково эффективной для всех. Хороший педагог даже детей обучает, используя немножко из одной методики, немножко из другой. Методика — это путь. И нужно просто пробовать, что больше подойдет именно вам.

Саксофон в архиве

Несмотря на то что в детских музыкалках подавляющее большинство учеников — девочки, среди взрослых новичков мужчин и женщин примерно поровну. Некоторые начинали заниматься в детстве, но потом бросили. У кого-то раньше не было возможности — или финансовой, или пианино, к примеру, некуда было поставить, или музыкальной школы в городке просто не было.

Часто приходят учиться музыке студенты. Но много людей и постарше. К примеру, в школу №1 имени Прокофьева ходила девушка, которая уже закончила вуз, работала в архиве и при этом увлекалась классическим джазом. Так что и училась играть она на саксофоне. Рвутся учиться музыке и пенсионеры. К примеру, ДМШ №97 два года назад окончил 70-летний мужчина — он научился играть на синтезаторе. Хотя, конечно, рекордсменом остается 80-летний фронтовик.

Дотрубить до оркестра

Редкий взрослый просит у музыкантов совета: на чем ему играть. Как правило, такой вопрос не встает: одни мечтают освоить именно скрипку, другие завидуют только тем, кто берет аккорды на рояле.

Чаще всего взрослые ученики просят научить играть на гитаре или фортепиано. Пользуются популярностью также скрипка, флейта, кларнет и саксофон. Вместо пианино ученики нередко покупают синтезатор. И хотя профессиональным музыкантам лучше все-таки играть на классическом инструменте, компактность синтезатора считается большим плюсом. Зато пианино частенько можно заполучить вообще бесплатно: многие семьи только рады избавиться от инструмента на условиях самовывоза — после того, как их дети заканчивают музыкальную школу.

Кстати, по мнению специалистов, фортепиано, скрипку и виолончель освоить сложнее, чем духовые инструменты. Сносно играть на трубе может научиться даже вполне взрослый человек, и ему вполне реально дойти даже до такого уровня, чтобы выступать, к примеру, с духовым оркестром в парке.

Флейта вместо лекарства

Как и в спорте, хороших результатов в музыке не добиться без бесконечных тренировок. И, опять же как в спорте, прежде чем приступать к занятиям, нужно учесть состояние своего здоровья. Тем более что взрослые, приступающие к урокам музыки, уже обычно “обросли” разного рода болячками.

На скрипке нежелательно играть людям с заболеваниями костей: у скрипачей при игре специфическая постановка корпуса, положение рук. Противопоказана скрипка и людям с ослабленным вестибулярным аппаратом — при игре на этом инструменте нагрузка идет то на одни, то на другие мышцы, и человеку нужно постоянно удерживать равновесие. Да еще руки скрипача двигаются с разной скоростью, совершают разные типы движений — вращательные, качательные… — а это и полностью здоровому человеку не так просто освоить.

Слабый вестибулярный аппарат также не выдержит игры на духовых инструментах. А заболевания костей и мышечные болезни — противопоказания и к игре на фортепиано и виолончели. Зато астму в XVIII веке даже лечили игрой на флейте.

Впрочем, взрослые ученики — не профессионалы, а любители. И, как на Олимпиаде, тут главное не победа (над инструментом), а участие. Ведь тот дедушка-фронтовик все-таки музыкалку так и не закончил: аккордеон для ученика преклонных лет оказался попросту тяжеловат. Но удовольствия при этом он получил немало.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру