Теперь мы знаем, как выглядел Иоганн Себастьян Бах

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон реконструировала лицо великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

29 февраля 2008 в 11:24, просмотров: 925

Шотландцы исследовали бронзовую модель черепа композитора и заявили, что результат удивит поклонников его творчества: изображение коренастого мужчины с коротко стриженными седыми волосами получилось очень реалистичным.

Конечно, оно отдаленно напоминает знаменитый потрет Баха, созданный художником Хауссманом в 1746 году – всего за четыре года до смерти музыканта. Директор эйзенахского музея Йорг Хансен сказал, что новый портрет Баха соответствует тому, что о нем писали современники: композитор был энергичен и подвижен: "Мы знаем, что он был крепким мужчиной - танцевал, стучал ногами, когда играл и пел. Он был очень энергичным человеком - реконструкция позволяет это увидеть", - сказал руководитель музея в Айзенахе Йорг Хансен. По его словам, в XVIII веке Баха (1685-1750) изображали по-разному.

"Для большинства Бах - это старик в парике, это стилизованный образ, у нас нет его реалистичного портрета", - говорит Хансен.

Останки Баха были извлечены в 1894 году и впервые использовались для создания его бюста в 1908 году. Однако тогда скульпторы, прежде всего, основывались на всем известном портрете композитора, который, по словам современных критиков, выполнен столь неточно, что вполне мог бы быть портретом другого композитора - Генделя.

Уже в марте "новый" облик композитора увидят у него на родине – портрет будет выставлен в музее немецкого города Айзенахе.

Справка. Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – немецкий композитор, органист. При жизни Маэстро славился как органист и клавесинист. Бах признан одним из величайших представителей мировой гуманистической культуры.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб его гения, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. В частности, благодаря популяризпции его наследия Феликсом Мендельсоном.

Надо сказать, что в творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Его мощная творческая фантазия вызвала к жизни необычайное богатство форм: к примеру, в многочисленных баховских кантатах невозможно найти две фуги одинакового строения. Тем не менее есть структурный принцип, весьма характерный для Баха: это симметричная концентрическая форма.

Продолжая многовековую традицию, Бах использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу – это было, несомненно, веянием новой эпохи. Вообще «горизонтальное» (полифоническое) и «вертикальное» (гармоническое) начала у Баха уравновешены и образуют великолепное единство.

Слушаем - "Пассакалия и фуга до минор 1717" в исполнении Г.Гродберга. 



    Партнеры