Архитектор деструкции

Дважды проигравший на одних выборах

6 марта 2008 в 21:05, просмотров: 304

19 февраля в Армении прошли выборы, на которых уверенную победу одержал лидер парламентского большинства, премьер-министр республики Серж Саркисян.  А затем начались попытки разыграть в стране «оранжевый» сценарий, закончившиеся известными драматическими событиями.

Мы  стали свидетелями того,  как,  казалось бы, стабильное  армянское  общество  переживает   процесс  разобщения  и  поляризации.  И архитектором этой процесса выступает проигравший выборы Левон Тер-Петросян, бывший президент Армении, возглавлявший страну в 1990 годы. Это время  прочно  ассоциируется с   нищетой,   разрухой, темнотой, войной,  более того - с процессами,  опасными  для  существования  армянской  государственности.  Общественным сознанием он воспринимался как «Человек, который  предал интересы  страны». Он  был и Узурпатором власти, ибо, по убеждению многих, отобрал ее у законно  избранного  в  1996  году  Вазгена Манукяна.  Но он был и  Неудачником, потому что не смог эту власть удержать. 

Технологии, использованные Тер-Петросяном на этих выборах, понятны и очевидны. Не имея  реальной   «истории успехов», он  выбрал   единственно  возможный  путь –  штурм инстинктов и эмоций электората.

 Политтехнологи  сработали.   Короткий,  массированный,  эмоциональный  блицкриг  к  сердцам  потенциальных избирателей   был  относительно успешен. Однако, в рекордный  срок  завоевав симпатии 20 процентов электората, Тер-Петросян понимал, что  эти симпатии  ему  одолжили  как  аванс. Аванс нужно было отрабатывать, и шоу началось.  Будем  справедливы,  63–летний ветеран политической сцены  вложил в представление все, что смог  собрать в  своем  былом  репертуаре. В ход  пошли и поднятые вверх кулаки, и крики «Миацум» (единение), и лозунг  «Борьба  до конца». Все это обильно сдабривалась методиками НЛП, массовыми заклинаниями  типа  «Мы победим!» и прочее, прочее. В течение 10 дней после выборов Тер-Петросян устраивал своим сторонникам  политический  перфоманс. Посиделки у костра, зажигательные речи, соленые  грубые шутки (так греющие сердце простому человеку), совместные трапезы и танцы. Танцы без конца, танцы с флагами  и  без оных, танцы, зажигающие толпу.

Целых десять дней демонстрантам-протестантам внушалась, что еще немного, и законная власть отступит, а герой представления на белом коне въедет в президентский дворец. Но любому представлению приходит конец, и этот конец должен  был  пощекотать нервы   зрителям. Настало  время   предъявить обещанное или  неизбежно  быть освистанным. И Тер–Петросяну  разгон  собственной публики стал нужен  как  воздух:  исполнители  и  зрители   начали   уставать  друг  от друга.

Да и раздражение  жителей Еревана,  далеких  от  желания митинговать, позабыв про обязанности,   дела и  родных,  раздражение той  цыганщиной, что творилась в  центре столицы,  дошло  до точки кипения.  Стало понятно – власть должна использовать законные силы, чтобы навести порядок. И то, что это произойдет, было ясно всем, и прежде всего Тер-Петросяну. Но он продолжал удерживать людей на площади, ему нужен был громкий финал.

Итог -  беснующаяся  толпа,   мародеры на улицах, сожженные  машины, разграбленные магазины,  избитые милиционеры, и,  что  самое    трагичное, -  человеческие  жертвы.

Введение  чрезвычайного  положения  возможно  не  остановило бы этого человека. Но он не учел самого главного – позиции большинства граждан страны. Состоявшихся,  дееспособных   граждан,   слой  которых  сформировался  за  10 лет  стабильного  правления  Кочаряна.   Трезво  оценивая  достоинства и  недостатки  действующей власти, они   прекрасно понимают,  что  только   отсутствие  потрясений, только предсказуемая    политика  дали  им шанс реализоваться.  Эти годы дали им уверенность и  возможность  гордиться собой – «Теми-Которые-Состоялись»

 Тер Петросян встретил  жесткий эмоциональный отпор  именно от  этих людей, что и стало решающим фактором,   не позволившим  уличным  беспорядкам  привести  к   социальному   и  политическому  кризису. 

Шоу  закончилось,  свет  гаснет,  зрители расходятся по домам.



    Партнеры