Хроники газовой войны

Очередная российско-украинская газовая война оказалась более затяжной, чем это предполагалось в ее начале

Усилиями Виктора Ющенко и Владимира Путина, казалось, боевые действия в этой войне были приостановлены. Оказалось, ненадолго.

«ДЛ» попытались проанализировать хронику газовых сражений Москвы и Киева.

После визита в Москву президента Украины Виктора Ющенко, казалось, были заключены соглашения, которые более или менее устроили обе стороны. Россия вроде бы согласилась с одним из основных требований украинской стороны: отказ от услуг двух компаний-посредников (Rosukrenergo и «УкрГазЭнерго»), поставляющих сегодня газ на Украину. Цены на газ на 2008 год, как и требовали украинцы, оставили пока на уровне предыдущих договоренностей, то есть $179,5 за тысячу кубометров газа, а не $314–320, на чем настаивал «Газпром». Украинская сторона, в свою очередь, признала часть того долга, который требует от нее российский газовый монополист, и обязалась ее выплатить.

Впрочем, премьер Украины Юлия Тимошенко еще до поездки в Москву 11 февраля Виктора Ющенко признала наличие у ее страны долга перед Rosukrenergo за газ в размере $1,072 млрд. Однако представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что Украина должна России $1,5 млрд., и пообещал, что, если этот долг не будет выплачен, 12 февраля поставки газа в соседнюю страну будут прекращены. В день 15-летия концерна газпромовцы держали руку на рубильнике, ожидая лишь отмашки из Кремля. Однако этого не произошло.

Ты помнишь, как все начиналось?

Этот раунд газовой войны начался с заявления вновь назначенного главы украинского правительства Юлии Тимошенко от 12 января. Говоря о посредниках, участвующих в поставках газа в Незалежную, премьер произнесла: «Коррупция и тень должны уйти из Украины вместе с этими компаниями». Речь шла в первую очередь о «дочке» «Газпрома» Rosukrenergo (50% принадлежит «Газпрому», еще 50% – 45% и 5% – двум украинским бизнесменам: Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину) и ЗАО «УкрГазЭнерго», являющемуся, в свою очередь, дочерним предприятием Rosukrenergo и «Нафтогаза Украины».

Впрочем, дату начала этой войны можно отнести и к более ранним срокам. Например, к тому моменту, когда «Газпром» объявил, что цена одной тысячи кубометров газа составит для Украины в 2008 году почти $180. В то время как для соседней Белоруссии – $120.

Очевидно, что экономическая логика здесь не просматривается. Неслучайно Виктор Ющенко неоднократно говорил, что ему непонятен механизм ценообразования в газовой сфере. По его словам, «каждый год мы становимся перед фактом новой цены, не понимая, на каких принципах она образуется».

Если называть вещи своими именами, то придется признать, что одной из основных причин резкого ухудшения российско-украинских отношений в конце 2007 – начале 2008 года стали результаты парламентских выборов на Украине с последующим избранием Тимошенко на пост премьер-министра.

Здесь нужно констатировать, что внешняя политика России часто крайне персонифицирована. Подчас трудно отделаться от впечатления, что все зло или добро того или иного государства концентрируется для нашего верховного руководства в одном-единственном человеке. Похоже, на Украине для наших руководителей все зло сконцентрировалось в Тимошенко. После ее второго избрания на пост премьера в российской политической элите возобладало мнение, согласно которому Украина окончательно определилась с ориентацией на Запад. Между тем ряд украинских наблюдателей однозначно прозападным, а точнее, проамериканским политиком считают в первую очередь Виктора Ющенко, а Юлию Тимошенко называют прагматиком.

Феномен «украинской девушки» и газовый вопрос

В то же время, по словам руководителя Центра украинских исследований Московского института Европы Виктора Мироненко, «можно как угодно относиться к Тимошенко, но это гениальная девушка. Пока она не совершила ни одной серьезной политической ошибки, хотя ей очень помогали».

Оппоненты украинского премьера нередко упрекают ее в популизме, в том, что многие ее шаги в экономике продиктованы политическими мотивами. Однако цены на газ для Украины – вопрос в первую очередь экономический. Достаточно сказать, что большая часть электроэнергии в стране вырабатывается за счет газа (41%).

Ни уголь (24,3%), ни нефть (18,4 %), ни атомная энергетика (16,3%) Украины не в состоянии пока конкурировать в этом с голубым топливом. Особенно зависят от поставок газа наиболее конкурентоспособные и экспортно ориентированные отрасли украинской экономики – металлургия и химическая промышленность, которые в 2006 году в сумме давали около 64% всех экспортных поступлений страны.

На Украине считают, что в росте цен на газ повинны непрозрачные схемы его поставок и компании-посредники. Именно поэтому одним из главных предвыборных лозунгов Тимошенко были заявления об удалении посредников с газового рынка и призывы к прямым переговорам с Россией о поставках голубого топлива. Сев в кресло премьера во второй раз, она стала методично претворять свои обещания в жизнь. Однако российскую политическую и экономическую элиту, связанную с поставками газа из Центральной Азии в Украину, заявления подобного рода сильно обеспокоили.

Первой реакцией в России на выступление Тимошенко 12 января стало заявление главы Rosukrenergo Константина Чуйченко о том, что «УкрГазЭнерго» должен Rosukrenergo $830 млн. Долг, по его словам, возник в связи с тем, что среднеазиатские поставщики газа (а львиная доля газа, поставляемого «Газпромом» на Украину, имеет среднеазиатское происхождение) в связи с зимним периодом выполняли свои обязательства с перебоями. По этой причине пришлось, дескать, более дешевый центральноазиатский газ замещать более дорогим российским.

Последовавшее вслед за этим заявление туркменского МИДа, в котором говорилось, что «Туркменистан полностью выполняет свои обязательства и в строгом соответствии с условиями, предусмотренными контрактом, осуществляет поставки туркменского природного газа в Россию», было тихо проигнорировано.

Трубный вопрос

Несмотря на первый шок, ответ на заявления Тимошенко был найден. В конце концов прозвучало, что от посредников в принципе отказаться можно. Но в этом случае, уточнили чиновники «Газпрома» своим коллегам из Минтопэнерго Украины, газ обойдется уже по другой цене – $7,43 млрд. сверху. На этом и договорились.

Тимошенко тут же озвучила встречное предложение. Дескать, согласны, но тогда цену за транзит газа по территории Украины на Запад поднимем с нынешних $1,7 за прокачку одной тысячи кубометров до $9,32. Старший эксперт Института энергетики и финансов Мария Белова сказала «Деловым людям», что эти «рацпредложения» экономически необоснованны. Трубы, по которым «Газпром» качает газ в Европу, еще советских времен, то есть весьма изношены, а значит, амортизационными издержками обосновать повышение цены за транзит украинцам будет сложно.

В то же время Виктор Мироненко полагает, что «сейчас никто не мешает Украине заявить о повышении цены транзита в три-четыре раза, но у России всегда остается возможность также в три-четыре раза повысить цену за транзит газа из Средней Азии».

Миссия Ющенко

Напомним, что накануне визита в Москву Ющенко в весьма категоричной форме высказался против основных инициатив Тимошенко. В частности, против ликвидации посредников. Выступая перед украинскими телезрителями, он призвал уважать организатора газового рынка («Газпром»), который, по его словам, «передал права (на поставку газа) структуре, которую он создал». То бишь Rosukrenergo.

Однако совершенно неожиданно Путин на переговорах с Ющенко поддержал идею о постепенном переходе к прямым поставкам центральноазиатского газа из России в Украину. Президенты решили, что вместо Rosukrenergo и «УкрГазЭнерго» будут созданы две новые компании, непосредственно представляющие, с одной стороны, «Газпром», а с другой – «Нафтогаз Украины». Согласился он и с тем, что оплачивать прошлогодние долги по ценам нынешнего года неправильно, на чем также настаивала Тимошенко. По ее данным, Украина задолжала $1,072 млрд. за последние три месяца 2007 года, когда цены на газ были $130 за тысячу кубометров.

В результате стороны согласились, что за прошлогодний газ Украина расплатится по ценам прошлого года.

Остались и неурегулированные вопросы. Российская сторона, в частности, настаивает на том, что Украина должна за газ, поставленный с 1 января 2008 года, около $500 млн., поскольку, по версии «Газпрома», в это время Украине поставляли не дешевый среднеазиатский газ по $179,5, а дорогой российский по $314,7 за тысячу кубометров. Однако Юлия Тимошенко и представители государственной НАК «Нафтогаз Украины» отвечают на это: «Докажете, что газ российский, – заплатим, нет – извините».

По мнению Марии Беловой, доказать «национальную» принадлежность газа крайне сложно. Особенно учитывая заявление Туркмении, о котором было сказано выше.

Миссия Тимошенко

Во время своего визита в Москву 20–21 февраля Юлия Тимошенко попыталась начать переговоры с Владимиром Путиным и главой российского правительства Виктором Зубковым о газовых посредниках с чистого листа, поскольку учреждение других посреднических компаний взамен Rosukrenergo и «УкрГазЭнерго», о чем договорились президенты, по ее мнению, – это имитация упразднения посредников. Однако понимания ни со стороны украинского, ни со стороны российского президентов по этому вопросу она не нашла. Ющенко еще накануне ее визита в Москву был обеспокоен планами «оранжевой леди» пересмотреть результаты его договоренностей с Путиным. Секретариат украинского президента заявил, что такое желание «в сущности, означает намерение правительства дезавуировать договоренности, достигнутые в Москве президентами Украины и России».

В итоге Тимошенко была вынуждена подтвердить эти договоренности. Пятичасовые переговоры с руководством «Газпрома» принесли ей несколько неприятных сюрпризов. Выяснилось, что Украина кроме денег должна отдать еще и 4 млрд. кубометров газа, которые задолжали «Газпрому» «УкрГазЭнерго» и Rosukrenergo. «Масштаб грабежа RUE и «УкрГазЭнерго» еще будет проявляться, в том числе на таких встречах, которые мы сегодня проводили», – заявила она после переговоров в «Газпроме». В результате жесткой позиции, занятой российской стороной, Тимошенко в Москве была вынуждена подтвердить договоренности между Ющенко и Путиным.

Новое обострение

26 февраля «Газпром» выдвинул очередной ультиматум Украине. Его официальный представитель Сергей Куприянов заявил, что «в связи с неплатежами за газ монополия 3 марта сократит поставки для потребителей Украины на 25 процентов» (на момент подписания номера – Ред.).

Глава украинского государства отправил Тимошенко телеграмму (оригинальный способ общения со своей подчиненной!), обязав ее отчитаться по проблеме расчетов с «Газпромом» до девяти утра завтрашнего дня. Однако отчитываться перед Ющенко пришлось первому заму Тимошенко Александру Турчинову (премьер в этот же вечер слегла в больницу), который сообщил президенту, что долг за 2006–2007 гг. в объеме 5,2 млрд. грн. ($1,04 млрд. – Ред.) фактически закрыт живыми деньгами».

На это тут же откликнулся Куприянов, заявивший, что «заплатить то, что должен за прошлый год, – не самый большой подвиг, гордиться здесь нечем». По его словам, «проблемы с поставками газа в 2008 году только обостряются».

Украинская сторона не заставила себя долго ждать.

В этот же день Турчинов отметил, что заявление «Газпрома» – это очередная попытка поиграть на нервах, попытка шантажа. По его мнению, это заявление было обусловлено попыткой российского монополиста навязать старые схемы поставок газа – все тех же посредников.

Вероятно, это действительно так. 13 февраля Дмитрий Медведев, говоря на эту тему, произнес: «Сохранить посредника было необходимо, и его придется сохранить на будущее».

Что с Европой?

Естественным является вопрос: что будет, если коса все-таки найдет на камень и «Газпром» от угроз перейдет к делу, решившись на достаточно длительное сокращение поставок газа на Украину?

Обе стороны сразу же поспешили успокоить Евросоюз. В первую очередь «Газпром», представители которого заявили, что европейцам не стоит волноваться и сокращения поставок в Европу из-за этого не произойдет. В «Нафтогазе» сообщили, что не намерены препятствовать компании Rosukrenergo в вопросах транзита газа европейским потребителям, однако намекнули, что в случае ограничения его поставок или снижения давления в трубе может возникнуть угроза обеспечения бесперебойного и безаварийного транзита голубого топлива в Европу…

Так что, судя по всему, в нынешней российско-украинской газовой войне еще рано ставить точку.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру