Новая технология позволяет выявить рак толстой кишки без биопсии

Благодаря новой технике, разработанной учеными из Стэнфордского Университета, можно будет диагностировать рак толстой кишки на еще более ранних стадиях и без необходимости проведения биопсии.

Биопсия (от латинского "био" – жизнь и "опсия" – смотрю) – прижизненное взятие тканей из организма и последующее их микроскопическое исследование после окраски специальными красителями. Биопсия является одним из самых распространенных, а при ряде онкологических заболеваний и обязательным методом исследования при установлении диагноза.

Разработанная иностранцами технология интроскопии является одним из самых современных способов обнаружения раковых образований в организме в режиме реального времени. Ученые надеются, что новая техника станет вскоре основным методом диагностики рака толстой кишки на ранних стадиях его развития.

Группа ученых, разработавших новую технику, сумела найти способ обнаружения злокачественных клеток на той стадии, когда те уже находятся в теле, но не выдают своего присутствия полипами и опухолями.

Исследователи обнаружили короткий белок, способный прикрепляться к злокачественным клеткам на ранних стадиях развития рака. Перед интроскопией врач распыляет белок, обработанный специальным флуоресцентным веществом, в толстой кишке. Когда белок прикрепляется к раковым клеткам, он оставляет хорошо различимый светящийся след. Далее, при помощи миниатюризированного микроскопа CellVisio, врач может легко исследовать светящиеся участки толстой кишки, пораженные раком.

Мало того, что исследователи увидели флуоресцирующие участки, они смогли разобрать отдельные раковые клетки! Такая точная диагностика позволяет изучать самые ранние раковые образования. Кроме того, такая технология может стать полезным инструментом при исследовании раковых стволовых клеток, которые, по мнению ученых, являются основой для развития основной опухоли.

По словам ученых, следующим шагом в развитии этой техники будет поиск других коротких белков, прикрепляющихся к раковым клеткам. Комбинируя несколько белков, можно будет получать еще более точные результаты диагностики.

Рак толстой кишки представляет собой злокачественное новообразование из эпителия кишечника. Наиболее часто встречается рак нижних отделов толстой кишки (нисходящей ободочной кишки, сигмовидной и прямой кишки). Рак толстой кишки составляет примерно 15% случаев от всей злокачественной онкологии человека.

Данный тип рака может длительное время ничем себя не проявлять. Обычно пациент начинает тревожиться, когда появляются кровянистые выделения, т.к. остальные неспецифические симптомы (похудение, анемия, боли в животе, изменения стула, особенно склонность к запорам) часто маскируются под уже имеющиеся заболевания кишечника. Рак ободочной кишки обычно метастазирует в печень и ближайшие лимфоузлы. Рак прямой кишки, обладая особенностями кровоснабжения (в обход воротной вены), дает метастазы в легкие. Диагностика рака толстой кишки после 40 лет должна стать регулярной процедурой, не реже одного раза в три года.

Источник: GlobalScience и Eurodoctor.