Не мелкий вопрос

Копейка — быть или не быть? В последнее время в прессе муссируют информацию о возможной отмене мелкой разменной монеты. Тема интересная и весьма неоднозначная.

Но прежде, чем перейти к сути, позволю небольшое лирическое отступление, как отклик на опубликованный раннее в ЖГ риторический вопрос: «Знаем ли мы историю?». 

Копеечная история
Появление копейки многие ошибочно связывают с именем Ивана Грозного. Да, она была введена в его формальное правление, но отнюдь не им. Копейка появилась в России 473 года назад как результат первой денежной реформы, которую провела мать Ивана Грозного — великая княгиня Елена Глинская. Так что появлением этой денежки мы обязаны именно ей.

В то время в финансовой сфере страны был полный кавардак. Несмотря на то, что официальные денежные единицы — серебряные рубли и так называемые «деньги» (разменные монеты) — ходили по всей Руси, но в разных княжествах они имели разный фактический вес и покупательную способность.

Ивану IV в ту пору было всего три года, и он еще не успел стать наводящим леденящий душу ужас Грозным, потому от его имени управляла его мать Елена Глинская — умная и сильная женщина, свалившая Опекунский Совет, который по малолетству наследника получил власть над страной из рук отца Ивана IV — Василия III.

Денежная реформа, предпринятая Глинской, носила не самоценный характер, а была частью ее плана укрепления единства государства. К сожалению, Елена Глинская прожила очень недолго и, по-видимому, была отравлена — у умных и сильных личностей всегда было достаточно противников, особенно среди тщеславных, завистливых и недалеких людей, которые сами мало на что способны, что и подтвердили последующие события.

Почему мы называем эту монету "копейкой"?
Однако вернемся в 20 марта 1535 года, когда от имени малолетнего царя был издан указ об обмене всех имевших хождение денег на новые рубли и мелкие разменные монеты. Кстати, первоначально было выпущено два вида монет — «новгородки», по имени новгородской серебряной деньги, наиболее «конвертируемой валюты» русского государства, и «московки», имевших «номинал» в половину первых.

Интересно, что на самых первых «московках» был выбит всадник, вооруженный не копьем, а саблей. Лишь на последующих «выпусках» сабля была заменена на копье, а за новой монетой прочно закрепилось название «копейка».

Это была крайне выгодная для государства акция — на новую копейку шло всего 0,6 грамма серебра, что давало возможность начеканить из полновесного рубля не 100, а более 160 монет! Правда, поскольку большинство ходящих по рукам рублей имели меньший вес, реально из каждого пошедшего на переплавку рубля чеканилось «только» по 120-140 новых копеек.

Новые монеты еще не имели привычной нам округлой формы. Технологическим «сырьем» для них служила расплющенная серебряная проволока, поэтому форма монет долго оставалась овальной.

Скоро рубли перестали чеканить вообще, и копейка стала основной денежной единицей на Руси. Кстати, она была не такой уж мелкой — по некоторым данным на покупку крестьянской избы хватало трех новорожденных копеек.

Роль разменных играли деньги (полкопейки) и более мелкие: полушки (четверть копейки) и полуполушки.  За полуполушку (восьмую часть копейки) в кабаке можно было упиться в дымовину.

Отработал день — получи копейку
Боярские группировки, подвергавшие Елену Глинскую оголтелой критике за политику укрепления центральной власти, продемонстрировали свою полную несостоятельность, когда власть оказалась в их руках.

Князья и бояре, сгрудившиеся у трона малолетнего царя, занимались в основном расхищением государственной казны, расправами со своими политическими противниками и раздачей широчайших привилегий своим сторонникам. Серебро, необходимое для чеканки новых монет, большей частью оседало в боярских карманах, а из-за границы хлынул поток фальшивых денег, которому даже не пытались поставить преграду.

Во времена Бориса Годунова (конец XVI — начало XVII веков) серебряной копейкой оплачивался рабочий день квалифицированного плотника. Купить на этот заработок можно было воз огурцов или одну курицу. На корову нужно было потратить уже 80 копеек.

Серебро дорожало, а деньги дешевели. Петр I был вынужден начать чеканить монеты из меди — сначала медью заменили бывшую «московку» — деньгу (полкопейки) и более мелкие, а в 1704 году увидела свет первая медная копейка...

При Петре I на монетах появилось новшество — дата чеканки. «Внешний признак» копейки — всадник-копьеносец –– исчез в XIX веке. Самодержавие укреплялось и украшало гербом — двуглавым орлом — все атрибуты империи.

Ценность копейки продолжала снижаться. В те времена на нее можно было купить лишь стопку водки в трактире. За закуску приходилось приплачивать. С началом первой мировой войны, в 1915 году, впервые появились бумажные «монетки», украшенные надписью, удостоверяющей, что сии бумажки имеют право хождения по всей Российской империи наравне с их медными «сестрами».

Советская копейка увидела свет в 1924 году. Поначалу полностью медная, затем из медно-цинкового сплава. Чеканка мелочи в советское время была дорогим удовольствием и обходилась в несколько раз дороже номинала. Поэтому в годы советских денежных реформ мелочь сохраняла свое хождение, и заменяли монеты новыми только по мере их износа.

Всадник с копьем вернулся на свое «законное» место уже в постсоветские времена. Исчезнув из оборота в 1991-ом, монетка возвратилась в обновленном виде в 1998-ом. На это мероприятие государство израсходовало восемь с половиной тысяч тонн стали и мельхиора. Выпуск каждой копеечной монетки обошелся казне в 13 копеек...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру