Филармония раскрыла секреты

Самые любопытные концерты сезона 2008—2009 гг.

22 апреля 2008 в 18:55, просмотров: 335

Пару часов назад нас собрал гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов и рассказал о самых интересных проектах грядущего сезона (кстати, абонементы уже в продаже). И не только рассказал, но и попросил читателей помочь в одном очень щепетильном деле.

 А дело такое: филармония пытается выяснить как выглядело фойе концертного зала им. Чайковского до 1995 года. Меломаны вспоминают, например, зеркальные колонны с банкеточками, — в общем, желательно заполучить какие-нибудь фотографии интерьеров, иллюстрации (планы-обмеры), а то официальные поиски по архивам и музеям, увы, ничего не дали. Поройтесь, уважаемые, по альбомам: может, кто-то снимался «на фоне»…

С 1995-го фойе (как при входе, так и на уровнях — партер, 1 и 2 амфитеатр) были ощутимо перестроены: до сих пор можно видеть все эти перегородочки-закуточки, где располагались кафе и магазинчики. Так вот, всё это уберут и придадут зале первозданный облик (хотя об этапах «первозданности», начиная еще с задумок Мейерхольда, можно спорить). Откроется центральный вход, фойе будет желанным, просторным, нисколечко не похожим на суетливую зону прилета провинциального аэропорта; на первом этаже разместят удобный гардероб (а не как сейчас они, гардеробы распиханы по ярусам).

А весь документальный материал, полученный от граждан, в любом случае, ляжет в основу исторической фотовыставки (здесь же в фойе). Так что окажите музыке посильную помощь и вам воздастся.

Что было сделано хорошего за последние год-два в КЗЧ? Изменения по акустике (в лучшую сторону) — раз, в кои-то веки цивильно оборудовали артистические с индивидуальным душем и туалетом — два, открыли Камерную сцену для пропаганды современной (мало, увы, посещаемой) музыки — три. А орган? В КЗЧ стоит чехословацкий «Ригер-Клосс», и, по мнению моих знакомых органистов, он нет-нет да и нуждается в хорошем ремонте…

— В ближайшие два-три года глобальной реконструкции органа точно не будет, — ответил г-н Шалашов, — да, износ, разумеется, есть, но за органом постоянно следят два замечательных мастера-смотрителя, что-то меняют, ремонтируют, вытягивают трубы и проч. Единственное, что мы сделаем, так это проведем экспертизу его состояния… Но говорить о каком-то катастрофическом состоянии инструмента пока не приходится: он вполне еще отвечает требованиям.

— Раздаются голоса, что орган этот — «неисторический», не безумно ценный с точки зрения возраста или уникальных звуковых качеств. Если и дойдет дело до ремонта — именно его будут реставрировать или может быть принято решение о постройке нового органа?

— Только его! Только «Ригер-Клосс». Ни о каком ином органе и речи нет.

Теперь поговорим об абонементах. Штука очень удобная, позволяющая прилично экономить. Тем более, что теперь вы можете их заказывать по интернету или телефону, — вам всё привезут. А рассчет тут простой: покупая абонемент за 1000 рублей, вы сходите на 5 концертов (при этом сидя в партере), в то время как отдельные билеты на эти же концерты будут стоить по 500 рублей (и не факт, что в последний момент найдете хорошие места).

Еще немного цифр. В этом году филармония представляет более 150 различных абонементных программ, 4 из которых уже распроданы под ноль (общая сумма проданнных абонементов сезона 2008—09 на сей день — около 37.000). Что интересно, каждый год дирекция филармонии ставит своей целью увеличить число абонементов (и — как следствие — расширить аудиторию) на 10%: в 2005 году было 295 концертов, в 2006 — 348, в 2007 — 410 (это 400. 055 билетов, половина из которых абонементные (около 50. 000 абонементов было продано, абонемент позволяет в среднем сходить на 4 концерта)). В сезоне 2008—09 концертов ожидается еще больше. Так что динамика очевидна.

Цены на абонементы примерно такие: аб.№ 8 Госоркестр п/р Марка Горенштейна (5 концертов в КЗЧ) — от 500 до 3000 руб., аб.№ 12 РНО п/р Михаила Плетнева (4 концерта в КЗЧ) от 800 до 3600 руб., аб.№ 51 НФОР п/р Владимира Спивакова (4 концерта в БЗК) — от 1200 до 3800 руб, аб.№ 56 солист Денис Мацуев (3 концерта в БЗК) — цена пока не названа, но, вероятно, побьет все рекорды, учитывая и популярность Дениса, и мега-популярность дирижеров, которые с ним выступят — Владимир Спиваков и Лорин Маазель (США).

В целом же, цены доступные, — это один из главных принципов г-на Шалашова. Кстати, он назвал и минимальную сумму за концерт, которую нужно собрать с зала в любом случае — 400. 000 руб.: только тогда можно «покрыть» и аренду (если речь идет, например, о БЗК), и минимальные гонорары музыкантам…

Ну а теперь о программе. Каких-то супер-пупер новых звезд, которых мы в Москве и в глаза-то не видели в сезоне «восемь-девять» не ожидается. Но даже и те, кого видели, станут обожаемы и желанны.

Во-первых, это Лорин Маазель, возглавляющий оркестр Нью-Йоркской филармонии и оркестр Артуро Тосканини. Последний был создан в 2001 году и прославился громкими акциями-концертами в Вифлеемском храме Рождества Христова, в римском парке музыки «Аудиториум» (благотворительное выступление в поддержку пострадавших от цунами в Юго-Восточной Азии) и др. В 2006-м оркестр уже выступал в столице на Фестивале симфонических оркестров мира. И вот теперь он приезжает снова, чтоб «подыграть» Денису Мацуеву на 3-м концерте Рахманинова. Впрочем, программа еще уточняется.

Во-вторых, нас снова обрадует знаменитый Оливье Латри (штатный органист собора Нотр-Дам де Пари), который наравне с Лоренцо Гиельми (Италия) и Жаком Ван Ортмерссеном (Голландия) выступит в КЗЧ на Международном органном фестивале (аб.№ 25).

Еще из «тяжелой артиллерии» — три даты и три оратории из аб.№ 1. К 250-летию со дня смерти Генделя кёльнский Камерный хор и оркестр старинных инструментов Collegium Cartusianum дают ораторию «Мессия» (дирижер Петер Нойманн, Германия). К 200-летию со дня рождения Мендельсона Большой симфонический оркестр п/р Владимира Федосеева играет ораторию «Павел». И к 200-летию со дня смерти Гайдна камерный оркестр Musica Viva п/р маэстро Рудина совместно с певцами-солистами из Германии дают ораторию «Времена года».

Да в каждом абонементе есть что-то безумно интересное, и самое время сейчас этим поинтересоваться. Мы же будем информировать читателя по мере приближения к каждому значимому концерту.

 

 



Партнеры