Юбилей Мориса Дрюона

Сегодня исполняется 90 лет известному французскому писателю, автору серии исторических романов "Проклятые короли" Морису Дрюону.

23 апреля 2008 в 11:38, просмотров: 433

Книги Мориса Дрюона многие  помнят по так называемой «макулатурной серии», которая выходила в восьмидесятые годы. Для того чтобы приобрести серию беллетризированной истории, нужно было сдать государству 20 килограммов использованной бумаги. Однако на Западе писатель более известен как автор удостоенной Гонкуровской премии трилогии “Сильные мира сего”, повествующей о деградации и предательстве французской “правящей элиты”.

«Если поискать, то в родословной каждого француза можно найти русские корни. Меня, например, многое связывает с Оренбургом», – эти слова Дрюон произнес в 2003 году, когда приехал в Россию. Предки писателя были выходцами из Оренбурга, чем Дрюон всегда гордился.

Отец Дрюона родился в 1899 году в Оренбурге в семье доктора медицины Самуила Кесселя. Лазарь, как нарекли второго сына, появился на свет в загородном доме, который Кессели называли "дачей в Азии", так как он находился на левом – азиатском – берегу Урала. 

В 1908 году Кессели навсегда покинули Россию и обосновались в Ницце, а затем перебрались в Париж. Лазарь Кессель вступил на актерскую стезю под псевдонимом Сибер. Свои первые премии он получил за исполнение трагедийных и комедийных ролей в Консерватории драматического искусства в Париже, великолепно играл Гамлета, ему предсказывали блестящее будущее. Однако, несмотря на блестящие актерские перспективы, Сибер покончил с собой в возрасте 21 года. Морису исполнилось тогда два года. Дрюоном он стал несколько лет спустя, приняв фамилию отчима, Рене Дрюона, выходца из видной семьи на севере Франции.

В годы Второй мировой войны Дрюон – активный участник французского подполья, соратник де Голля. Вместе с дядей Жозефом, добившимся вершин славы на журналистском и литературном поприще, он написал текст "Песни партизан" – гимн французского Сопротивления.

После войны создал многочисленные исторические романы, самыми известными из которых стали остросюжетные романы серии «Проклятые короли». Дрюон тяготел к натурализму (новеллы "Огненная туча", 1938). Участие в борьбе с фашизмом (1940) определило героико-патриотический пафос его драмы "Мегарей" (1942), летописного свидетельства "Поезд 12 ноября..." (написано 1943), "Песни партизан" (1943, совместно с дядей Жозефом), повести о войне "Последняя бригада" (1946) и "рыцарских" рассказов из цикла "Властелины равнины" (1962).

Политическое кредо Дрюона публицистически выражено в "Письмах европейца" (1944), где утверждается: либо элита "спасет" после войны Западную Европу на путях федерации и технического прогресса, либо народы "погубят" ее в гражданской войне. В трилогии "Сильные мира сего" реалистически воссозданы эпоха между двумя войнами, история нравственной и политической деградации правящей касты, приведшей Францию к Мюнхенскому соглашению 1938 и национальной катастрофе 1940.

Дрюон – автор афористических "Заметок" (1952), натуралистического романа "Сладострастие бытия" (1954), серии остросюжетных исторических романов в традициях А. Дюма-отца – "Проклятые короли" , мифологической дилогии "Мемуары Зевса", книги максим "Власть" (1965), цикла рассказов "Счастье одних..." (1967), памфлета о Всеобщей забастовке 1968 во Франции "Будущее в замешательстве" (1968).

За свое литературное творчество Морис Дрюон был причислен к когорте «бессмертных» – так называют членов Французской академии. А в 2007 году он стал полноправным членом Российской академии наук. На общем собрании академии ему был вручен диплом члена академии и золотой знак с изображением Михаила Ломоносова.
 

 

Цитаты из романов Мориса Дрюона "Проклятые короли", 1955-1977

Судьи – они судьи и есть. Заплатишь им побольше, ну и рассудят по-твоему, боятся, что их под зад коленом с места турнут.

Устраивать счастье тех, кого любишь, вопреки их воле и даже наперекор ей – значит, любить недостаточно.

Шпион в стенах крепости стоит целой армии у крепостных стен.

Через всю историю человечества проходит вечно возрождающееся племя фанатиков общего блага и писанного закона. Их логика граничит с бесчеловечностью, бездушием как в отношении других, так и в отношении самих себя; это служители отвлеченных богов и абсолютных правил берут на себя роль палачей, ибо желают быть последними палачами. Но это лишь самообман, так как после их смерти мир перестает им повиноваться.

Великая ненависть требует себе равного противника.

Даже когда карают за мнимые проступки, всегда имеется истинная причина для постигшего наказания. Любой неправый поступок, даже совершенный ради правого дела, несет в себе проклятие.

Взаимная ненависть связывает двух людей столь же крепкими узами, как и разделенная любовь, и когда исчезает с лица земли враг, против которого вы долгие годы строили козни, в сердце вашем остается пустота, совсем такая же, как если уходит из него великая страсть.



Партнеры