«Великий раскол» человечества

70 тысяч лет назад сильнейшая засуха на Африканском континенте свела на нет человеческую популяцию и поставила под угрозу само существование вида Homo sapiens.

Интернациональный научно-исследовательский коллектив при содействии международного сообщества Genographic Consortium провел обширные генетические исследования африканских народов, результаты которых потрясли ученых: оказывается, в те далекие времена человеческое население Черного континента сократилось до двух тысяч человек и разделилось на две изолированные популяции. Отчет об этих исследованиях был опубликован в авторитетном "The American Journal of Human Genetics".

Стремясь детально охарактеризовать эволюционный путь Homo sapiens буквально от его «зачатия», ученые применяли самые разнообразные подходы – изучали имеющиеся костные останки, находили различия в особенностях быта африканских племен, вникали в лингвистические отличия у местных этносов, однако эти исследования оставляли множество вопросов, которые порой казались неразрешимыми.

Например, все попытки описать эволюционную историю древнего человека по костным останкам наталкивались на массу проблем, самая серьезная из которых заключалась в нехватке палеоантропологических данных. Ученым не доставало костей древних людей.

Исследования ДНК позволили пролить свет на древнюю историю наших предков. Генетики провели анализ 624 митохондриальных геномов людей, обитающих на территории Африки (южнее Сахары), уделив особое внимание койсанским народам (бушменам и готтентотам(Кой-коин) – реликтовым этносам, охотникам-собирателям (первым) и скотоводам и охотникам (вторым), ныне обитающим на юге континента.

Изменчивость митохондриальной ДНК, которая передается только по материнской линии, позволила выяснить, что бушмены и готтентоты отделились от остальных народов 90–150 тысяч лет назад.

Ученые также выяснили, что древние люди были разделены на изолированные, небольшие популяции, эволюционировавшие независимо друг от друга. «Великому расколу» между людьми способствовала серия засух в Восточной Африке 90–135 тысяч лет назад.

Сейчас сложно поверить, что каких-то 70 тысяч лет назад венец эволюции –  человек – был поставлен на колени матерью-природой, казалось бы, его участь была предрешена, но он сумел выжить в тех непростых условиях.

Спустя тысячи лет человечеству удалось восполнить былые позиции, более того, закаленный в боях с засухой человек «не побоялся» мигрировать в Азию и Европу, а затем колонизировал Новый Свет. Сегодня численности человеческого населения Земли ничто не угрожает – она превышает 6,6 миллиардов особей.

***

Комментирует ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И.Вавилова Светлана Боринская:

Вообще человечеству, можно сказать, повезло. О так называемом "бутылочном горлышке" (падении численности популяции наших далеких предковавторы) известно уже давно. Генетики это самое "бутылочное горлышко" и считают моментом появления вида Homo sapiens. При этом около 100 тысяч лет назад наши предки не были единственными гоминидами на Земле. Обычно после «бутылочного горлышка» разнообразие увеличивается. 100 тысяч лет назад это "бутылочное горлышко" было довольно сильным и поставило под угрозу выживания ту группу, которая и дала впоследствии все человечество в качестве потомков.

Как показывают реконструкции на основе климатологических и генетических исследований, по всей видимости, когда в Африке наступала засуха, население этого континента разбивалось на группы. Когда же потом наступала "хорошая  погода", эти оазисы сливались, и волна жизни как бы «выплескивалась» из Африки. В свое время так «выплеснули» слонов, Хомо Эректуса, неандертальца. Когда же наступала засуха и похолодание на севере, вся эта жизнь растекалась на отдельные "лужи". Здесь мы имеем явление точно такого же порядка. Некоторые «лужи» потом высыхали начисто. Также, видимо, вымирали и разные группы гоминид. Наверное, 100 тысяч лет назад на территории Африки было несколько близких по уровню развития групп, с разными численностями. Кто-то вымер, кому-то «повезло», и они дали потомство. Хотя кто-то мог дать потомство, в итоге да нас не дошедшее.

В Китае есть очень интересные данные. Там на протяжении 2 тысяч лет китайскими императорами велась перепись населения (перепись началась за 200 лет до н.э.авторы) с целями налогообложения. Когда современные демографы  свели эти переписи вместе, оказалось, что в некоторые периоды численность населения падала в несколько раз. В Европе были такие падения во время чумы, например. Так вот это явление того же порядка.

Сегодня на Земле существуют небольшие редкие группы, которые вымирают. Например, в 20 веке некоторые языки исчезли совсем, так как исчезли их носители. Возьмите наших кетов. Их сегодня 1100 человек. На территории Израиля есть такая группа – самаритяне. Они как раз эндогамные – самаритяне женились только на самаритянках. К началу 20 века их осталось не больше 200 человек, и тогда они, чтобы не вымереть, своим мужчинам разрешили жениться на еврейках. Сегодня их численность увеличилась, их стало больше. Однако они теперь уже, конечно, не чистые  самаритяне, как было когда-то.

***

E-комментарий сотрудника лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН Олега Балановского:

Имея некоторый опыт в анализе данных по митохондриальной ДНК я не могу себе представить, как вообще можно оценить размер столь древней популяции со сколько-нибудь разумной точностью. Во всех математическим моделях, которые используются для подобных расчетов, содержится большое число допущений, и на таких больших отрезках времени хотя бы одно из допущений, скорее всего окажется неверным. Так что я советовал бы Вам воспринимать число 2000 человек как одну из многих (и к тому же очень спорную) гипотезу.

Что же касается основных результатов исследования Генографического проекта, то есть древнее разделение предков бушменов и остального человечества, то эти результаты хорошо обоснованны.