"ВЕНЕЦ" НА УРОВНЕ КОРНЕЙ...

Бывают встречи, после которых никуда не исчезает ощущение их необычности в атмосфере нынешней суеты. Встречи, одновременно, и с людьми, и в самом что ни на есть протокольном значении этого слова,  придающемся любому организованному мероприятию. На сей раз имеется в виду вечер 28 апреля 2008 в Центральном Доме литераторов, на котором номинантам вручалась ежегодная литературная премия "Венец".

Буквально за несколько минут до начала, в разговоре между несколькими московскими писателями промелькнуло этакое само собой разумеющееся сожаление: "А помнишь, как раньше было? Ведь, на такое вручение, как сегодня зал бывал битком набит. И не гостями даже, которым места приходилось как-то выгадывать, а одними только писателями и студентами...".

Увы, но времена, когда слово Писатель, даже в случайном контексте воспринималось "звучащим" с большой буквы, благополучно утонули в бурунах рыночных перепетий. Это не значит, конечно, что нет уже сегодня Литературы, нет Поэзии, нет Слова. Есть! Но присутствует и звучит все это не в масштабах атмосферы, которой дышит наше незатейливо живущее народонаселение, а на таких, вот, глубоких и, одновременно, скромных вечерах, как этот. Римма Казакова,  благодаря усердию которой во многом и существует номинация, когда-то назвала "Венец" премией "на уровне корней травы". То есть, символом принадлежности ее лауреатов к той самой Литературе, которая вопреки торжествующему принципу "массовый спрос - массовое предложение"  существует сегодня в России в виде огонька в ладонях, вновь проносимого через очередную эпоху умственной и духовной неразберихи. Поэтому, вовсе неудивительно, что нынешними номинантами стали такие авторы, как Лев Аннинский, именем которого по словам Кирилла Ковальджи вполне уместно было бы называть и новый жанр, в котором пишет этот широкомасштабный литератор. И Владимир Вишневский, и блистательный Александр Журбин, непостижимой энергей которого рождаются оперы, мюзиклы, литераторные произведения и иные творческие проекты высочайшего качества. И очень "недетский", но именно тот, что так необходим нынешним юным - детский поэт Сергей Белорусец с его преклонением перед святостью русского слова. И Александр Нежный, постигший язык, на котором можно разбудить духовное видение в бездуховном обывателе.

Знакомство с творчеством последнего, в частности,  нередко оборачивается происходящим прямо на глазах чудом, когда на том самом пресловутом духовном уровне становятся буквально зримыми вещи, о которых так много говорят, и так мало знают. Это и отблески неземного Света, вспыхивающие в нашей исполненной неправды и страданий действительности, и паутина абсолютной Тьмы, вползающая в жизнь и души через идейную одержимость, через жажду разделять и властвовать. Источники того и другого где-то за пределами нашего разумения, но проводниками добра и зла в зависимости от воли людей становятся культура с ее персоналиями, государство с его вождями-функциями и церковь с ее подвижниками и святотатцами.

В финансовом отношении премия невелика, так как существует при поддержке всего одного "Банка Москвы" и небольшого количества частных жертвователей. Однако, стоит вспомнить, что в числе ее лауреатов в прошлые годы были названы, например,  имена  Беллы Ахмадулиной, Николая Шмелева, Фазиля Искандера, Кирилла Ковальджи, Марка Розовского, Михаила Рощина и др., как становится понятно, что выражение ценности "Венца" денежному эквиваленту не подлежит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру