Школу сделают договорной

14 мая 2008 в 19:04, просмотров: 540

С 1 сентября продолжительность учебного дня в каждой пятой российской школе возрастет, а старшеклассники начинают подписывать соглашения о собственном обучении. Эти и другие новшества готовит новый образовательный стандарт общего образования, вводимый в пилотном режиме с нового учебного года в 14 регионах страны. 

Договор на обучение ребенка будут заключать семья, школа и государство в лице представителей местного муниципалитета. За младшеклассников документ подпишут родители, а, начиная с 14 лет - сами школьники, сообщил глава группы разработчиков стандарта Александр Кондаков.  Цель затеи - связать стороны взаимными обязательствами, что, по мнению авторов концепции, не только повысит качество образования, но и усилит личную ответственность учащихся.  

Так, школьник возьмет на себя обязательство «учиться, учиться и учиться», семья – создать для этого все условия, а в зону ответственности школы войдет другое принципиальное новшество - отказ от привычного предметного подхода к образованию. Основой стандарта нового поколения становится не содержание предметов, изучаемых в школе, а формирование личности обучаемого. Другими словами, традиционная для России ставка на накачку знаниями уступает место  формированию компетентностей – умению их применять. Тем самым весь процесс образования переориентируется на результат – выпуск во взрослую жизнь компетентной личности, что, с точки зрения разработчиков, тождественно ее успешности.  

Третья особенность нового подхода к среднему образованию – включение в стандарт условий обучения – оборудования классов, пособий и многого другого. Их качество, по логике, должно гарантировать государство, но  поскольку контракт будет подписывать муниципалитет, эта обязанность ложится на него. О том, где нищие муниципалитеты возьмут деньги на улучшение условий, стандарт, разумеется, умалчивает. Зато уделяет большое внимание усилению духовного воспитания школьников. 

Одной из его главных задач называется взращивание российских патриотов, для чего перед школой ставится задача активного формирования российской самоидентичности. (Сейчас, по данным разработчиков, она находится в кризисе: россиянами считают себя лишь треть граждан страны и в том числе 12% детей, в то время как остальные отождествляют себя со своим регионом или населенным пунктом. А это, по словам Кондакова, «уровень Европы и США конца XIX века»). 

Патриотическое воспитание в школе велось и в советские времена. Однако новый стандарт  придает ему официальный статус, фактически приравнивая к школьным предметам. Формированию самоидентичности отводится вторая половина школьного дня. Туда же, по словам Кондакова, передвинется и вариативная часть школьной программы (прежний региональный и школьный компоненты, вводимые по усмотрению местных властей), в то время как «первая половина дня будет занята предметами инвариантной части стандарта (прежде – федеральный компонент, обязательный для всех школ страны)».  

Правда, некоторые региональные предметы, например, местные языки, все же войдут в программу «первой половины дня», признал Кондаков «МК». Однако, по какому принципу пойдет отбор предметов, пока не решено - известно лишь, что под вариативную часть отдадут около 30% школьных программ, сообщил он. Остальное вместе с факультативами и кружками, похоже, перейдет на вечерние часы. 

Открывающаяся перспектива вызывает беспокойство. «Со всеми этими кружками и патриотическим воспитанием уже с 1-го класса дети будут сидеть за партами по 10 часов в день»,- предупредил декан Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак. В хороших школах, конечно, директора смогут настоять на том, чтобы «все это было отнесено на лето», но подавляющее большинство остальных возьмут под козырек, не сомневается он.  

Есть и другие опасения. По мнению ряда экспертов, форсированное формирование детской самоидентичности попахивает тоталитаризмом:  «Это – чисто советский термин,- убежден директор центра социологии и образования РАО Владимир Собкин.— Говоря о воспитании гражданственности, разработчики стандарта упоминают только об ответственности, умалчивая о другом необходимом компоненте – критичности гражданина по отношению к власти. А это должна быть неразрывная связка!»  

Главной же проблемой нового стандарта, по общему мнению, является отсутствие педагогов, способных претворить его в жизнь. «Качество подготовки учителей прошло критическую точку, когда педагогический коллектив мог все поправить сам,- убежден ректор Госуниверситета—Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – Сейчас надо заново формировать образовательную науку, и в том числе социологию, экономику и управление образованием, которые находятся у нас на неандертальском уровне».  

Между тем, по словам Александра Кондакова,  уже 1 сентября 2009 года новый образовательный стандарт будет опробован в школе средней ступени (с 5-х классов), а 1 сентября 2010 года – в старших классах.

                                                                      



Партнеры