Балтийский феномен

Отношение к Прибалтийским странам в России сродни отношению мужа к внезапно покинувшей его жене

Вдвойне обидней для «мужа» и тот факт, что «жена» предпочла ему холеного, успешного европейского «ухажера», щедрого и обходительного одновременно. Такой обиды брошенный «муж» не может простить до сих пор.

Содержанка

«Интеллигентно развестись» не удалось, «стерпится-слюбится» не получилось, и отголоски «неудачного брака» можно наблюдать до сих пор. Исходя из «личной обиды» во многом строится политика РФ в отношении Прибалтийских государств. Так, тщательно собирается информация о возможных проблемах в отношениях прибалтов с ЕС и другими странами. Повсеместно тиражируется тезис «Куда же вы без нас?» Периодически вспыхивают скандалы, как правило, связанные с историческим периодом «совместного проживания». Ревностно, прямо-таки под микроскопом, разбираются причины экономического бума Балтии в последние годы.

Аналитики, чей образовательный и профессиональный базис формировался нередко во времена развитого социализма, «мнимость» прибалтийского благополучия подкрепляют, как им кажется, непробиваемым аргументом: в Прибалтике фактически не развиваются производства! Говоря бытовым языком, бывший муж всячески хочет убедить соседей и друзей, которым все эти сцены порядком опостылели, в одном: посмотрите, дескать, она (то есть бывшая) опять живет за чужой счет. Содержанка!

Любопытно, что на фоне такой истерии фактически без внимания остаются беднейшие, криминализированные Cреднеазиатские республики, к которым Москва относится благосклонно и даже с некоторой долей отеческой заботы.

Недостатки этого региона (экономический коллапс и ворох проблем в политической сфере) будто не замечаются, а, например, сидящий на нефтяной игле Казахстан нередко преподносится как пример для подражания.

Видимо, подсознательно Средняя Азия воспринимается как «вечно своя». «Развод» же с балтийцами, кажется, ощущается как бесповоротный.

Трудности роста

Надо ли говорить, что последние данные о стремительно растущей инфляции в Балтийских странах были восприняты в России с нескрываемым воодушевлением. Ну наконец-то и у них! «Их», между прочим, действительно качает не слабо.

Так что многие российские эксперты предрекают балтийской экономике как минимум крах, как максимум конец.

Другие эпитеты встречаются редко. Цифры, без сомнения, тревожные. Инфляция в Латвии в марте составила 17%, в более стабильных Эстонии и Литве превысила 11%. Рост цен отмечается в потребительской сфере и в недвижимости – то есть там, где сосредоточена львиная доля расходов населения региона.

Между тем та самая пресловутая зависимость Балтии от западных спонсоров, очевидно, и послужит спасительным фактором для удержания республик от «краха» и «конца». Если российские наблюдатели склонны оценивать перспективы местной экономики исключительно в черных тонах, то западные экономисты в своих оценках куда более сдержанны.

Например, участники инвестиционного форума, прошедшего в конце апреля в Таллине под эгидой Британо-Эстонской торгово-промышленной палаты, считают, что в настоящий момент уместней говорить о «временных трудностях», но никак не о системном кризисе в инвестиционной привлекательности Балтийских государств.

По прогнозам инвесторов, через год-два ситуация существенно улучшится. По мнению президента английского Savant International Криса Хартфилда, «то, что происходит с кредитными затруднениями, – это легкое сотрясение. Как только люди затянут свои пояса, возьмут под контроль свои расходы и будут действовать осмотрительно, Балтия сможет выйти из трудностей за 2–3 года».

Сменил некогда пессимистичную риторику на более радужную и Международный валютный фонд, предрекающий Балтии «мягкую посадку» в условиях галопирующего мирового финансового кризиса.

Причины растущих трудностей называются разные. Прежде всего это безусловная зависимость Эстонии, Латвии и Литвы от западных инвесторов и кредиторов, ужесточение цен на энергоносители, вызванное «Газпромом» и мировой конъюнктурой, рост зарплат в госсекторе, кредитный бум, не обеспеченный соответствующими выплатами со стороны населения. Оздоровительные меры, которые правительства Балтийских государств также осуществляют под присмотром международных финансовых консультантов, знакомы: воздерживаться от стимулирования потребительского бума, не позволять росту доходов опережать рост производительности труда, усилить надзор в финансовом секторе, реформировать рынки рабочей силы и капитала… Пока говорить об их эффективности сложно, но и торопиться хоронить молодые экономики «балтийских тигров» явно не стоит.

«Крах» на фоне расцвета

Навязчивые разговоры о якобы неизбежном кризисе тем не менее не могут нивелировать несомненные успехи Балтии на экономическом направлении, стабильно демонстрируемые в последние годы.

Отправной точкой для развития послужило, несомненно, вступление Балтийских государств в ЕС. С 2004 года сюда ринулся поток инвестиций как из финансовых институтов Евросоюза, так и из Скандинавских стран, Германии, США. Только еврофонды ассигнуют на различные программы по развитию экономики той или иной страны сотни миллионов евро. Спектр финансирования весьма широк – от транспортной инфраструктуры до социальных программ. На страны ЕС приходится 65% внешнеэкономической деятельности Балтии.

Основные доходы бюджетов республик, безусловно, различаются, но формируются в то же время за счет нескольких общих параметров. Это сфера услуг, транзитные операции, туризм, мелкий и средний бизнес, западные вложения в недвижимость и создание аффилированных предприятий.

Немало перспектив таит в себе балтийский рынок недвижимости. По мнению известного лондонского риэлтора, автора книги «Секреты недвижимости Восточной Европы» Робина Баумена, Прибалтика – безусловный фаворит в данной теме среди неофитов ЕС. Речь идет как о бизнес-строительстве, так и о жилищном рынке. Причем, как считает Баумен, здесь наибольший потенциал не за роскошными апартаментами, а за сектором обычного жилья для среднего класса.

Советское жилье в Балтийских республиках стремительно стареет, и большинство прибалтов, в первую очередь столичных жителей, настраиваются на вложения в новую недвижимость. Способствуют росту цен и зарубежные предложения. Квартиру в Риге, Таллине, Каунасе, Вильнюсе или домик в местной живописной провинции спешат приобрести и россияне, и скандинавы, и немцы.

Развитие банковской системы (в первую очередь за счет скандинавских и немецких банков) стимулировало конкуренцию в частном предпринимательстве. Благоприятные условия кредитования (3–5%), отсутствие серьезных бюрократических препон дают возможность множеству граждан открыть собственное дело и при этом не увязнуть в процентной «паутине». Рост ВВП национальных экономик по 10–12% в год являлся рекордным даже для лидеров Старого Света.

Вот почему нынешнее торможение темпов роста рядом западных экспертов воспринимается как прогнозируемое. Происходит ожидаемый «перегрев» экономик развивающихся Балтийских стран, привычный для большинства регионов с перспективными активами.

Кадры решают все

Впрочем, вступление в ЕС имеет и обратную сторону. Беспрепятственное передвижение по Евросоюзу отправило тысячи прибалтов на заработки в европейские страны. Только в Латвии официальное количество мигрантов достигает 80 тыс. человек. Главный источник для заработков – Ирландия, в свое время первой предоставившая возможность гражданам из новых стран – членов ЕС попробовать себя на трудовом рынке вне собственного государства. Но и плюсов от таких вояжей, как выясняется, немало. В минувшем году работающие за рубежом латвийцы отправили домой более 600 млн. долларов, что составило 2,5% от ВВП.

Еще несколько лет назад нехватка квалифицированной рабочей силы поставила правительство Латвии перед необходимостью поиска оптимальных путей для разрешения непростой ситуации. Со следующего года латвийцы планируют открыть двери для мигрантов из Восточной Европы, в первую очередь из Украины, Молдавии, Белоруссии.

К идентичным решениям склоняются и Литва с Эстонией. Постепенно появляются и «возвращенцы». Жизнь в странах Прибалтики несравнимо дешевле, так что, утолив первичный голод, вчерашние «блудные дети» стремятся на благословенную родину. К тому же прибалты по характеру весьма оседлый народ, привязанный к собственным традициям, укладу, природе.

Постепенно присматриваются к перспективам поработать в Прибалтике и российские специалисты, особенно в строительной сфере. Именно здесь сосредоточен основной дефицит рабочей силы, а русские строители, инженеры в условиях роста цен и зарплат в Прибалтийских странах (причем цены все равно еще ниже российских) ценятся весьма высоко.

Квалифицированные рукастые умельцы из близлежащих бедных регионов РФ (Смоленская, Псковская области) охотно выполняют заказы на прибалтийской территории. Пока в основном это происходит за счет приглашений «прибалтийских русских», предлагающих соотечественникам и родственникам подхалтурить в бывших «колониях». Но и на правительственном уровне уже обсуждается возможность массового привлечения российских строителей
(а также сантехников, слесарей, плотников) – не исключено, что финансовые условия прибалтийских за-казчиков окажутся более предпочтительными, чем на родине.

Заграница им поможет

Промышленность в Балтии действительно не является ключевым источником пополнения госбюджета. Большинство крупных советских предприятий благополучно почили в бозе, и порой их угрюмые останки вносят кричащую дисгармонию в идиллический прибалтийский пейзаж. Впрочем, трагедии из этого никто не делает.

Понимая, что приток инвестиций и решение вопросов с трудоустройством населения все равно удобней осуществлять за счет крупных проектов, балтийские правительства вновь прибегли к помощи западного капитала. Каждая из трех республик обзавелась влиятельными покровителями, за счет которых и растет производство.

Так, на территорию Литвы последовательно проникает польский бизнес. В конце 2006 года лидер польской «нефтянки» компания PKN Orlen приобрела контрольный пакет акций крупнейшего нефтяного концерна Литвы «Мажейкю нафта». Сумма сделки составила около 2,5 млрд. долларов, что стало самым значительным вкладом за всю историю инвестиций в Литву. Польско-литовское сотрудничество активно и в других сферах, в том числе и в плане поиска альтернативных российским источников энергоснабжения.

Эстония сразу после обретения независимости подружилась со Скандинавскими странами (особенно с Финляндией), которым и обязана своим нынешним благополучием и более устойчивой позицией по сравнению с Латвией и Литвой. Финский электронный гигант Elcoteq перемещает сборочные производства телефонов таких брендов, как Nokia и Ericsson, на заводы в Эстонии, где зарплаты гораздо ниже, чем в Финляндии. Страну уже иногда называют E-stonia – из-за стремительно развивающегося IT-сектора.

Латвия в промышленном плане более инертна. Сейчас доля промышленности растет, но небольшими темпами (около 3,5% по сравнению с прошлым годом). В основном за счет металлообработки, производства мебели и рыбообрабатывающей отрасли. Кроме того, на латвийском рынке активно представлена российская «Северсталь», контролирующая Даугавпилсский локомотиворемонтный завод.

Но в основном рост иностранных инвестиций (главным образом скандинавских) значительно представлен в строительной сфере. Рига, по многочисленным оценкам, является наиболее перспективным бизнес-центром для Балтийского региона, в первую очередь за счет своего выгодного географического положения.

Она граничит с «большой» Европой, Скандинавией и Россией. Рижская дума активно привлекает иностранных инвесторов. В 2003 году в правительстве Риги зарубежными проектами занимались два человека. Сделок набегало на 400 тыс. евро.

Сейчас по данному направлению работают 40 человек, сумма контрактов достигает 250 млн. евро. Пассажиропоток через аэропорт Риги – кстати, считающийся самым динамично развивающимся, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), – тоже значительно увеличился за последние пару лет.

Бурный рост переживает и транспортный сектор в Балтии – как торговый, транзитный, так и туристический. Разрушение пограничных барьеров между балтийскими соседями, ускорение торгового оборота между ними означает, что регион постепенно обретает собственный характер и становится самостоятельным центром притяжения. Под патронажем опять-таки Швеции и Финляндии транспортные компании Балтийских государств обрели новый импульс, особенно это касается Эстонии.

Крупнейший транспортный оператор в Балтийском море эстонский Tallink Grоup является лидером на ряде привлекательных направлений. В настоящий момент флот Tallink насчитывает 19 паромов, которые выполняют регулярные рейсы на 7 маршрутах между Эстонией, Швецией, Латвией, Финляндией, Германией.

Годы независимости предоставили прибалтам возможность вспомнить о своих корнях, европейской идентичности, открыли новые горизонты развития. Праволиберальная экономическая модель в сочетании с буржуазной национал-демократией дали Балтийским республикам не только ориентир для материального стимула, но и определенные идеалистические импульсы, связанные с теорией национального возрождения.

Здесь бурная политическая жизнь: средний возраст министров колеблется от 35 до 40 лет, в этих странах «вне плана» могут меняться правительства, но курс страны при этом остается прежним. Изначально Латвия, Литва, Эстония ориентировались на интеграцию в европейские и трансатлантические структуры. Сейчас правильность данного выбора ни у кого не вызывает сомнений.

Республики помогают друг другу, стараются координировать действия по ряду политэкономических вопросов. Все они испытывают трудности в отношениях с Россией. Но никто, очевидно, не желает вернуться в прошлое. Видимо, Европа в настоящий момент предлагает более выгодные условия для «совместного проживания».    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру