35 слов до Белого дома

Для России с ее многовековой историей инаугурация президента – явление относительно новое

А для совершенно юной с исторической точки зрения Америки инаугурация – явление столь же стародавнее, как сами Соединенные Штаты. Впрочем, никакого парадокса нет, если разобраться. Просто не было в России раньше президентов. Правда, малый опыт президентских инаугураций в России компенсируется опытом пышных императорских коронаций, чем Америка похвастать никак не может.

Причудливое слово «инаугурация» (от латинского inauguru – «посвящаю») в России было обречено на попадание в анекдоты. Возвращается президент домой сильно подшофе, первая леди интересуется: «Ты где был?» – «На… ина… На… ина…» – «Какая Наина?» – «На… ина… угу… рации!»

Шутки шутками, но интересно посмотреть, как складывались традиции американских инаугураций. Традиции, которые не стали незыблемой догмой, а потихоньку менялись.

Торжественное обещание

«Я торжественно клянусь (или утверждаю), что буду добросовестно выполнять обязанности президента Соединенных Штатов и в полную меру моих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов». Этим торжественным обещанием всякий раз открывает свой президентский срок новый хозяин Белого дома.

Но обо всем по порядку. Церемония вступления в должность начинается с молитвы. Когда президентом становился Джордж Буш-младший, молитву прочитал преподобный Грэм, обратившийся к Всевышнему с просьбой помочь новому президенту и вице-президенту в их нелегком труде. После молитвы хор исполнил гимн Америки.

Затем наступает время присяги. Сначала к ней приводят вице-президента – так ведется с 1937 года. Вице-президент произносит слова клятвы.

Бьет барабанная дробь, звучат фанфары. Когда в первый раз в должность вступал Буш-младший, то после присяги вице-президента Чейни сержант армии США тенором исполнил песню.

Затем наступает очередь самого президента. Его присяга в английском оригинале состоит из 35 слов:
I do solemnly swear (or affirm) that I will faithfully execute the office of President of the United States, and will to the best of my ability, preserve, protect, and defend the Constitution of the United States.

Большинство присягавших президентов использовали слово «клянусь». Похоже, только мало кому известный за пределами США четырнадцатый президент Франклин Пирс использовал в своей присяге слово «утверждаю» вместо «клянусь». Тот же Пирс стал одним из немногих президентов, которые присягали без Библии.

Вообще, привести президента к присяге может любое должностное лицо. Но традиция, идущая аж с 1797 года, возлагает эту обязанность на председателя Верховного суда. Так получилось, что единственным человеком, который произносил президентскую присягу и приводил президентов к ней, оказался президент Уильям Тафт. После своей президентской карьеры он стал главой Верховного суда и принимал присягу в этом качестве у президентов Кулиджа в 1925 г. и Гувера в 1929 г.

Кстати, не всегда вступление в должность американского президента и произнесение клятвы совпадало. Первый президент Соединенных Штатов Джордж Вашингтон вступил в должность 4 марта 1789 года, а присягу принес только 30 апреля, произнеся положенные слова в соответствии с Конституцией. А потом положил руку на Библию. И закончил присягу так: «Да поможет мне Бог».

Почти все президенты США с тех пор клялись на Библии и заканчивали клятву обращением к Богу. Но правил без исключений не бывает – и таким исключением стал Джон Куинси Адамс, решивший в 1825 году обойтись без Библии: он принес свою клятву на книге с текстом американской Конституции.

Буш-младший на инаугурации 2001 года, произнося слова присяги, поднял одну руку перед собой, а другую положил на семейную Библию. Нынешний президент Америки поначалу хотел использовать при вступлении в должность старинную «масонскую» Библию, напечатанную в 1767 году и хранящуюся в старейшей «масонской ложе Святого Иоанна номер 1» Нью-Йорка. К слову, именно ее выбрал для своей инаугурации Джордж Вашингтон. Из-за плохой погоды и ветхого состояния Библии ее решили не использовать.

После присяги президент выступает с инаугурационной речью. Но об этом чуть позже.

Место встречи изменить можно

Не всегда президенты вступали в должность в Вашингтоне. Так, первый президент США произносил свою клятву с балкона Федерального зала в Нью-Йорке. Второй раз Джордж Вашингтон вступал в президентскую должность в Конгресс-холле в Филадельфии, штат Пенсильвания. Там же прошла инаугурация президента Джона Адамса в марте 1797 года.

А в Вашингтоне впервые вступил в должность президент Томас Джефферсон в 1801 году. Инаугурация прошла
в сенатском крыле Капитолия. Спустя почти четверть века президент Джон Куинси Адамс впервые принес присягу в восточном портике Капитолия.

Эта традиция в целом (за редкими исключениями – Рузвельт, например, проводил эту церемонию в Белом доме) продолжалась до 1981 года, когда президент Рональд Рейган перенес место инаугурации в западное крыло Капитолия.

Дата имеет значение

Сначала в соответствии с законом, принятым Континентальным конгрессом 13 сентября 1788 года, президентская присяга приносилась 4 марта.

Эта традиция, правда, несколько раз нарушалась: в 1821 году пятый президент США Джеймс Монро вступил в должность 5 марта. Объясняется это просто: 4 марта в ряде случаев выпадало на воскресный день.
А Джон Тайлер провел свою инаугурацию 6 апреля 1841 года. Причем не в Белом доме, а в вашингтонском Brown’s Hotel. Впрочем, здесь вмешались форс-мажорные обстоятельства: дело в том, что Тайлер стал десятым президентом после скоропостижной смерти Уильяма Генри Гаррисона, успевшего пробыть в должности президента ровно месяц.

Было еще несколько случаев, когда инаугурация проводилась во внеурочное время, как правило, это было в тех случаях, когда вице-президенты вынуждены были становиться у руля государства ввиду смерти президента США.

Нынешняя дата вступления в должность хозяев Белого дома берет свое начало с тридцатых годов XX века.

В январе 1933 года была ратифицирована 20-я поправка к Конституции США, которая, в частности, гласила: «Сроки полномочий президента и вице-президента заканчиваются в полдень 20 января. С этого же времени начинаются сроки полномочий их преемников». А то получился слишком большой разрыв во времени между выборами и вступлением нового президента в должность. Впервые 20 января присяга принималась в ходе второй инаугурационной церемонии Франклина Делано Рузвельта в 1937 году. Но и тут в случае, если 20 января выпадало на воскресенье, инаугурация переносилась на понедельник.

Иногда лучше молчать

Без чего не обходится ни одна инаугурация американских президентов, так это без речи. Хотя, когда первый американский президент Джордж Вашингтон впервые вступал в должность, речь произнесена не была.

Зато она была написана. Второй президентский срок Вашингтона начался с самой лаконичной инаугурационной речи – всего 135 слов.

Впрочем, все-таки были инаугурации без президентских речей, и таких было пять – когда вступали в должность президенты Тайлер, Филлмор, Эндрю Джонсон, Артур и Форд. Во всех случаях это были не избранные президенты, а вынужденные встать у государственного руля, так как президентство их предшественников вдруг оборвалось (как правило, из-за смерти).

Вроде бы формальность, но не совсем: речь вступающего в должность президента расценивают как декларацию принципов новой администрации.

В 1817 году президент Джеймс Монро начал традицию произносить инаугурационные речи на открытом воздухе.
Увы, эта традиция косвенным образом стоила жизни президенту Уильяму Генри Гаррисону, рекордсмену по самому короткому пребыванию хозяином Белого дома. Зато он произнес самую длинную речь из всех, что произносили президенты, вступая в должность, – 8459 слов. Одевшись не по погоде (был ветер), Гаррисон простудился и вскоре умер от воспаления легких.

А вот Кеннеди выступал на двадцатиградусном морозе, скинув пальто, чтобы не мешало жестикуляции. И ничего, не простыл.

Парад-алле!

Официальная часть церемонии плавно переходит в торжественную. Праздничный парад сопровождает инаугурации со времен вступления в должность президента Джеймса Мэдисона (1809 год).

А затем наступает пора балов, которые устраивает уже вступивший в должность президент. Джордж Вашингтон начал эту традицию, устроив первый инаугурационный бал в Зале собраний городской ассамблеи Нью-Йорка.

Впрочем, балы в честь инаугурации устраивались не всегда. В 1914 году Вудро Вильсон под предлогом того, что танцы нарушают торжественность момента, отказался проводить бал.

Франклин Делано Рузвельт свой первый инаугурационный бал провел за работой, а последующие отменил сначала из-за Великой депрессии, затем из-за войны. Возрождению традиции инаугурационных балов Америка обязана Гарри Трумэну. Последовавшие за ним президенты отмечали свои инаугурации с размахом, устраивая не один, а несколько балов. Эйзенхауэр, правда, скромно дал два бала, Кеннеди – уже пять, а Рейган – десять. Билл Клинтон в январе 1997 года дал 14 балов, побывав с супругой Хиллари на каждом из них.

«О половине из них я в первый раз слышу»

По традиции иностранные делегации официально не приглашаются на церемонию инаугурации нового президента Соединенных Штатов. Иностранные государства обычно представлены главами дипломатических миссий. Правда, на инаугурации могут присутствовать зарубежные гости, приглашенные в частном порядке.

Ну и конечно, не обходится без присутствия представителей «четвертой власти»: инаугурацию президента США освещают до 15 тысяч журналистов.

Помимо активистов победившей на выборах партии, внесших вклад в победу того или иного кандидата, на инаугурационных торжествах желанными гостями являются звезды шоу-бизнеса, особенно те, кто придерживается сходных с победителем президентской гонки политических взглядов. Когда Буш-младший в первый раз вступал в должность, в торжествах было объявлено участие таких звезд, как Чак Норрис, Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер и Брюс Уиллис.

В число гостей инаугурационных торжеств входят и родственники президента. Когда в январе 2001 года Буш-младший вступал в должность, многочисленная родня новоиспеченного президента выразила желание появиться на инаугурации. В интервью телекомпании Эн-би-си Лора Буш сказала, что приезжают сотни членов семьи со стороны Джорджа, бывший рядом ее супруг ухмыльнулся: «О половине из них я в первый раз слышу».

За чей счет этот банкет?

В январе 1989 года стало известно, что инаугурация президента Джорджа Буша-старшего обошлась в $30 млн., это сочли рекордной суммой в XX веке. Но эта сумма – далеко не предел.

Затраты на инаугурацию Буша-младшего в 2001 году в общей сложности тоже составили $30 млн. Практически все эти средства поступили из частных источников.

Несколько десятков состоятельных американцев и ведущих корпораций США внесли в фонд инаугурации «индивидуальные» взносы на сумму $100 тыс. каждый.

Кстати, желающие попасть на официальные торжественные ужины при свечах с участием президента и вице-президента вынуждены были покупать гостевые билеты по $2500.

По оценкам, расходы на вторую инаугурацию Буша превысили $40 миллионов, но наибольшая часть этой суммы приходится на пожертвования крупнейших компаний частного бизнеса США.

Величество должны мы уберечь…

Когда в 2001 году Билл Клинтон окончательно прощался с Белым домом, сдавая его «сменщику» Джорджу Бушу, то на инаугурации не был замечен шеф Пентагона. И не случайно. Тогдашний министр обороны США Уильям Коэн был единственным представителем уходящей администрации Клинтона и вступающей в свои права администрации Буша, который отсутствовал на церемонии, хотя перед Капитолием присутствовал весь цвет политической элиты США. Дело в требованиях безопасности. Глава Пентагона в целях обеспечения безопасности правительства США находился в другом месте, и его местонахождение было засекречено. Практика эта повелась со времен «холодной войны»: в момент передачи власти от одного президента к другому один из членов уходящего правительства должен находиться в защищенном месте на случай, если по каким-либо причинам все руководство страны погибнет, например, от ядерного удара или террористического акта.

Когда президент Буш вступал в должность на второй срок в январе 2005 года, в Вашингтоне были приняты беспрецедентные меры безопасности. В воздухе над американской столицей носились истребители F-16. С земли безопасность контролировали зенитные ракеты.

А на первой инаугурации Буша-младшего обеспечением безопасности занимались 25 структур спецслужб и правоохранительных органов США. За день до начала торжеств в центре американской столицы вдоль всей Пенсильвания-авеню, по которой должен был пройти инаугурационный парад и проехать бронированный «Кадиллак» с Джорджем Бушем, были сняты все фонарные столбы и прочно заварены все крышки канализационных люков.

«Кадиллак» Буша (впервые для президентских лимузинов) оборудован складным рабочим столом в салоне. На машине Буша была установлена особая броня, защищающая ее от взрыва мины или заряда, выпущенного из гранатомета, система герметизации и выработки воздуха внутри салона на случай химической атаки, а также другие защитные системы, включая возможность езды на спущенных шинах, особую связь и т.д.

Впрочем, от неожиданностей все равно уберечься не удалось: в президентский кортеж из толпы зрителей было брошено яйцо…

Ну подумаешь, яйцо: некий американский гражданин, не имея приглашения и допуска, сумел подойти сразу после церемонии инаугурации Джорджа Буша к новому президенту США и «несанкционированно» пожать ему руку. Его тут же задержали, но потом отпустили, так как он не был вооружен и в его действиях не было состава преступления.

Нетрудно представить, какие молнии метались в недрах служб, отвечавших за безопасность главы государства.

Пикантность ситуации усиливалась тем, что этот же самый человек сумел за 4 года до того поручкаться с Биллом Клинтоном на его инаугурации.

Нарушитель спокойствия даже шепнул что-то на ухо опешившему Бушу и вложил ему в руку… Нет, не черную метку, а юбилейную монету с заламинированной самодельной карточкой с текстом молитвы. Как выяснилось, им оказался Ричард Вивер, священник-евангелист из Калифорнии. Сам он говорит, что ему удалось пройти через все кордоны секьюрити с помощью воли Божьей.

Из своего проникновения к президентскому «телу» священник сделал небольшой бизнес, продавая желающим копию молитвенной карточки, которой он одарил Буша. По 25 долларов за штуку. Журналисты в преддверии второй инаугурации Буша только что пари не заключали, удастся ли Виверу вновь прорваться к президенту. Но органы безопасности решили не испытывать еще раз судьбу и от греха подальше за несколько часов до начала официальной церемонии второй инаугурации Буша пронырливого священника арестовали – на основании ордера, выданного в связи с предыдущим правонарушением во время первой инаугурации Буша в 2001 году.

Сапоги и смокинг

Как показывает печальный опыт президента Гаррисона, умершего из-за легкомысленного подхода к выбору инаугурационного гардероба, надо одеваться по погоде даже президентам. Поэтому, вступая в должность после своего первого избрания главой американского государства, Джордж Буш появился на ступенях Капитолия, щеголяя в черном пальто и синем галстуке.

А вот где можно было развернуться Бушу, так это на традиционном инаугурационном балу «Смокинг и сапоги». Его устраивает штат Техас. Точно в соответствии с названием мероприятия считается хорошим тоном для мужчин появиться там в черном смокинге, с бабочкой и в ковбойских сапогах. Особый вкус это торжество приобрело, когда президентом США стал «техасский ковбой» Буш-младший, питающий слабость к ковбойским сапогам.

На инаугурационном балу в Вашингтоне, устроенном в январе 2005 года, президент Буш появился в черном смокинге, галстуке-бабочке и черных ковбойских сапогах из крокодиловой кожи, специально пошитых к инаугурации. Точно так же был одет вице-президент США Ричард Чейни. Даже у дам из-под бальных одеяний выглядывали… ковбойские сапожки. На голенищах черных ковбойских сапог первой леди Америки красовались желтые розы.

Кстати, о первой леди. Вот кому особенно приходится попотеть перед инаугурационными торжествами! Потому что именно к ней приковано внимание публики, пока президент произносит полагающиеся по случаю слова. И горе супруге президента, если она ошибется в выборе своего наряда: пресса будет беспощадна.

Широкополую синюю шляпу Хиллари Клинтон, в которой она появилась на первой инаугурации своего супруга Билла, акулы пера окрестили «летающей тарелкой» и «НЛО».

Говорят, что единственной первой леди, которой удалось уберечься от едких колкостей прессы по поводу выбора головного убора, была элегантная Жаклин Кеннеди…

Омары и перепелки

Еще одна традиция, связанная с инаугурацией, – торжественный обед. Меню его может быть самым разным.

В 1941 году на инаугурационном обеде в честь Рузвельта гостей угощали в общем-то незатейливо: томатный суп, салат, говядина, ветчина, язык, торт, мороженое и кофе.

Спустя 20 лет на ланче в честь вступления в должность президента Кеннеди подавали томатный суп-пюре с дробленым попкорном и фаршированного лобстера из Новой Англии.

Президент Буш свою первую инаугурацию отметил пирогом с лобстером, шпигованным говяжьим филе, пюре из сельдерея и пастернака, бисквитами, карамельным пудингом с мороженым и прочими сладостями.

В меню торжественного ланча, устроенного в Капитолии в честь второй инаугурации Буша, были включены: омар, крабы с гребешками, а также лесная перепелка из штата Миссури, жаренная с каштанами. На сладкое подавали лимонный пудинг и яблочно-вишневый десерт.

В меню были также сухие калифорнийские вина марки Windsor и особый «инаугурационный» сорт американского шампанского Korbel, но Буш, как известно, в рот не берет ни капли спиртного, и, как обычно бывает в таких случаях, для поздравительного тоста президенту подавался безалкогольный напиток.   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру