Феномен молекулярных «часов»

Рождение детей запускает эти «часы» в обратную сторону.

Западные ученые открыли химическую реакцию, которая может использоваться в качестве индикатора степени риска развития рака. Одним словом, если отслеживать «ход» молекулярных часов – именно так назвали эту реакцию, – то можно предотвращать риск развития рака. Более того, руководитель команды исследователей доктор Дэвид Юхус высказал MK.Ru уверенность в том, что теперь, как никогда, появилась возможность найти, наконец, способы предотвращения развития рака.

Исследователи из Юго-западного медицинского центра университета Техаса в Далласе (США) брали образцы клеток у 164-х больных раком груди женщин – с высоким риском развития и с низким риском начала опухолевых процессов. Был проанализирован уровень метилирования пяти генов, способных предотвращать развитие рака груди.

Метилирование -процесс присоединения к гену метиловых групп - молекул метана, лишенных одного атома водорода. Метилирование же "блокирует" ген, вынуждая его бездействовать. В общебиологическом плане феномен метилирования является элементом системы распознавания "свой-чужой".

Последние опыты показали, что уровень метилирования RASSF1A и других генов непрерывно повышается вплоть до менопаузы. А это значит, полагают американские медики, что открытый процесс может служить своеобразными молекулярными «часами», фиксирующими историю деления клеток, а также и раковым индикатором.

Хорошо известно, что рождение детей в молодом возрасте существенно снижает риск развития рака груди, а ведь это тоже сопряжено с понижением уровня метилирования в определенных генах, полагает исследователь.

"Нам удалось обнаружить, что деторождение запускает эти "часы" в обратную сторону. Метилирование может остановиться вовсе или хотя бы замедлиться", – заверяет Юхус.

По его словам, «вероятность риска развития рака напрямую зависит от количества делящихся клеток. А это значит, что мониторинг уровня метилирования способен дать врачам возможность отследить частоту деления клетки». «Говоря простым языком, всегда можно узнать, сколько «времени» на «часах» каждой женщины!», – подчеркивает ученый.

Другое дело, говорит генетик-онколог, что эти самые "часы" могут пойти против «часовой стрелки». Как только "часы" покажут определенное "время", вероятность заболевания раком груди резко повышается, поясняет он.

Вообще феномен молекулярных часов применим к разным видам раковых заболеваний, включая рак легких, простаты, толстой кишки и горла, – сказал MK.Ru Дэвид Юхус. В случае с раком груди срабатывает активность яичников, которые «разгоняют» эти часы. Пока не совсем, однако, ясно, что запускает эти «часы» в случае с другими видами  раковых заболеваний.

В последние годы накоплены значительные успехи в изучении рака, констатирует американский онколог. Все знают, что проводить такие исследования – занятие дорогое, а многим лабораториям это вообще не по силам, сетует доктор Юхус.

И как бы там ни было, поскольку сегодня мы лучше понимаем, как возникает риск развития рака, то, я уверен, нам удастся наконец открыть способы его предотвращения, – подчеркнул медик-исследователь.

Отчет об исследовании можно прочитать в журнале Cancer Epidemiology Biomarkers & Prevention. Пресс-релиз: UT Southwestern Medical Center.

***

Комментирует заместитель директора Научно-исследовательского онкологического  института им. П.А.Герцена (Росздрав) доктор медицинских наук Алексей Бутенко

Технология, которую применили американские онкологи, называется молекулярно-генетические исследования. На основании этих изысканий выявляются всякие поломки в генах, которые являются факторами риска развития онкозаболеваний. Это новое направление. Подобные работы ведутся и в России, в том числе в нашем институте.

Применение генетики при лечении рака должно быть рутинным методом, потому что необходимо использование только индивидуального генетического паспорта, и тогда возможно дать заключение по риску развития рака, а в том случае, если рак уже есть, то как он себя поведет дальше. Генетическая паспортизация сегодня в России уже ведется.