Служба вне закона

Прогнозы резкого снижения преступности в армии в первые месяцы этого года не оправдались.

Главная военная прокуратура полагала, что в 2008 году воинская преступность не просто пойдет на убыль, а резко сократитсяна 30-40%. В среду главный военный прокурор Сергей Фридинский был вынужден констатировать, что этого не произошло: «Прокурорские проверки, которые прошли в ряде военных округов и флотов, показали, что реально преступность снизилась только на 6 процентов».

Примечательно, что количество возбужденных уголовных дел при этом выросло в пять раз: со 146-ти в первом квартале прошлого года до 752-х в первом квартале нынешнего года. Это связано с тем, что командиры активизировали работу в проведении дознания. А военно-следственные органы, напротив, возбудили дел аж на 30 процентов меньше. Прямо парадокс…

Почти половина выявленных в войсках правонарушений связана с ущемлением прав военнослужащих. Прежде всего, в сфере материально-бытового, санитарно-эпидемиологического, жилищного, медицинского и других видов обеспечения. Прокуратуре удалось восстановить права более 300 тысяч военнослужащих и членов их семей. А ведь это почти треть всей армии! Получается, что чего-то недополучает практически каждая четвертая офицерская семья. За допущенные нарушения свыше 10 тыс. должностных лиц привлечены к ответственности, возбуждено более 2 тыс. уголовных дел, около 2 тыс. командиров и начальников получили предостережения о недопустимости нарушения закона.

Поскольку в социальной сфере военных так много нарушений, в среду на коллегии, которая прошла в ГВП, было решено создать межведомственную рабочую группу, которая будет контролировать решение проблем.

Но если ее деятельность только начинается, то работу подразделений по борьбе с коррупцией в рядах центральных аппаратов российских силовых структур, которые были созданы в начале года, уже можно отметить. Этим прокурорским работникам, как правило, приходится иметь дело с преступлениями, связанными с хищениями денег в особо крупных размерах, и к ответственности они привлекают не «стрелочников», а должностных лиц в званиях «полковник» и «генерал».

Конечно, большая часть преступлений связана с деньгами – там, где есть возможность что-то для себя урвать, некоторые военные этим не гнушаются. Так, недавно в Москве было возбуждено дело в отношении и.о. начальника отдела по ипотечному кредитованию военнослужащих. «Это новая сфера, – констатирует генерал Фридинский, – и там уже нашли возможность, как получать незаконные и большие деньги».

Вообще, борьба с коррупцией уже вышла за рамки обычных взяток и хищений, где поймали за руку и отпираться бесполезно. Современные преступления крутятся в сфере оборонзаказа, научных разработок, обеспечения армии техническими средствами. Там много денег и большое поле деятельности, которые можно прибрать, если пораскинуть мозгами и продумать «пути отхода», если возникнут непредвиденные ситуации. К примеру, злоупотребления выявлены Рособоронзаказом. «Там обнаружилась прибыль в 6 тыс. процентов за разработку якобы программного обеспечения в сфере обороноспсобности страны, – рассказал Сергей Фридинский. – Сами понимаете, такой прибыли не может быть, тем более в госструктуре».

Среди распространенных преступлений, связанных с призывом в армию, который сейчас в самом разгаре, по-прежнему лидирует взяточничество. В нынешнюю призывную кампанию к уголовной ответственности уже привлечены пятеро сотрудников военкоматов. В Татарстане майор Александр Герасимов за вознаграждение в сумме от 30 до 50 тыс. рублей незаконно выдал шести гражданам военные билеты с отметкой о прохождении службы.

Не боевые потери, половина из которых – суициды, по-прежнему волнуют военную прокуратуру (с начала года в армии погибли 91 военнослужащих, половина из них – самоубийцы). 29 мая в ГВП пройдет координационное совещание с участием представителей силовых ведомств, на котором обещают обнародовать основные причины гибели людей в арии, и расскажет о профилактике суицидов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру