Московская биеннале архитектуры: свобода выбора “как жить”

Жилье, как оказалось, можно сделать не только массовым, но и красивым

2 июня 2008 в 18:09, просмотров: 231

27 мая сразу на нескольких площадках — в Центральном доме художника, Третьяковской галерее и в Музее архитектуры имени Щусева начала свою работу Первая Московская биеннале архитектуры. Девиз этого пиршества архитектурной мысли сформулирован его куратором — нидерландским архитектором Бартом Голдхоорном: “как жить”. Видимо, не случайно подобная формулировка относится к “извечным российским вопросам” — речь идет, в первую очередь, о том, как обустроить Россию в плане создания доступного жилья, и эта тема вполне созвучна одному из наиболее актуальных отечественных нацпроектов. “Россия давно нуждается в принципиально новом решении жилищного вопроса, так как проблема массового жилья остается нерешенной. Ведь даже при росте цен ситуация не улучшается”, — констатирует Барт Голдхоорн. Местом “прописки” главной экспозиции биеннале, посвященной жилищному вопросу, стал ЦДХ, где проходит выставочный форум “Арх Москва” и расположен Международный павильон, в котором представлены варианты западного подхода к решению жилищного вопроса для широких масс населения. Однако, похоже, что и в самой России на фоне дискуссий о том, “кто виноват”, уже появляются практические примеры того, “что делать”.

Впрочем, сама выставка производит достаточно неоднозначное впечатление. Социальная составляющая главной темы биеннале как бы “размазана” по этажам и теряется на фоне многочисленных стендов, демонстрирующих роскошные предметы интерьера и мебели, дорогие отделочные материалы и, безусловно, интересные с архитектурной точки зрения, но не очень совместимые с заявленной идеологией биеннале, проекты коммерческой недвижимости и элитного жилья. Представление громких имен и уникальных зданий — это признанная прерогатива Венецианского биеннале, перед которым отнюдь не ставится задача поиска путей решения проблем массового жилья. И даже самый демократичный лозунг этого престижного смотра высокой архитектуры, предложенный Максимилиано Фуксасом в 2000 году, — “больше этики, меньше эстетики” — применим к большей части московской выставки c достаточно большой натяжкой.

Главную ценность экспозиции, в контексте заявленной темы биеннале, составляют зарубежные проекты массового жилищного строительства, представленные в рамках выставки “Арх Москва” в достаточно аскетичном формате — в виде диафильмов, которые демонстрируются на экранах, натянутых на колонны вдоль внешней стены здания ЦДХ.

Проекты Штефана Форстера из Германии, группы “Баумшлагер-Эберле”, Алехандро Аравена из Чили, группы Next из Амстердама, Давида Бейкера из США, Эдуарда Франсуа из Парижа, Бьярке Ингельс из Дании, группы “Офис” из Словении и пр. — это все непривычно интересные архитектурные решения многоквартирных домов, весьма востребованных в Европе, однако, весьма далеких от прозаических отечественных реалий. Так, немец Кристоф Коль, следуя традициям западноевропейского градостроительства, создает жилые районы, похожие на крепости средневековья, а архитекторы из Дании — родины конструктора “Lego” — предлагают футуристические дома, основанные на аналогичной технологии сборки строительных конструкций.

В принципе, зарубежный опыт строительства массового жилья “с индивидуальным архитектурным лицом” и оригинальными конструктивными решениями вполне возможно воплотить на российской почве, однако вряд ли подобный подход поможет сделать жилье доступнее. В нашей стране с острым дефицитом предложения любых типов нового жилья средней ценовой категории за право жить в столь “продвинутом” доме придется изрядно приплатить. Поэтому, пожалуй, самым внятным ответом на вопрос “как жить” в России — с ее неосвоенными региональными просторами — по-прежнему остается индустриальное домостроение, которое вполне реально вывести на качественно новый современный уровень, и создавать жилые дома, не уступающие по комфорту и эстетике зарубежным аналогам. “Нужно менять традиции панельного домостроения. Все жилье в советское время было типовым, а сейчас возводятся преимущественно элитные дома. Нет этой золотой середины. Я думаю, что из зарубежного опыта мы можем взять архитектурное разнообразие при рациональной планировке”, — отмечает Барт Голдхорн.

Этим принципам, пожалуй, наиболее полно отвечает один из самых крупных на постсоветском пространстве проектов массового жилищного строительства и комплексного освоения территорий — жилой район “Западные ворота” в Ростове-на-Дону, представленный на выставке московской компанией “Интеко”. Этот проект на фоне многих других отечественных “концептуальных” экспозиций отличает вполне прагматический подход. Так, еще задолго до появления первых красивых “картинок” застройки будущего района, москвичи приобрели в Ростове комбинат крупнопанельного домостроения, десятилетиями штамповавший типовые “панельки”, разработанные в 70-х годах прошлого века. Затем — полностью его реконструировали, оснастили новейшими зарубежными технологическими линиями и современным оборудованием. И теперь выходят на стройплощадку “Западных ворот” с жилыми домами индустриального производства уже принципиально новой серии, открывающей благодаря применению гибких технологических решений практически неограниченные возможности для полета архитектурной фантазии. Сложившееся представление о том, что массовое — это непременно безликое, опровергает даже сама концепция представления “Западных ворот”.

Пластическое решение декоративных ворот в форме логотипа, предваряющих экспозицию, а при входе на стенд — бабуля-“музейный смотритель” превратили архитектурную презентацию в арт-инсталляцию, подчеркнувшую единичность подобных практических решений вопроса “как жить” на выставке. В результате получился вполне удачный пример ответа производителей массового жилья концептуальной составляющей архитектурной биеннале.

Отдельно хочется отметить еще одну интересную тенденцию выставки — тем, кому невтерпеж дожидаться возрождения местных предприятий стройиндустрии, адресованы оригинальные отечественные находки в формате “сделай сам”. Так, проект под красноречивым названием “Самострой” предлагает будущим жильцам самим проектировать и строить себе дома из готовых изделий — каркасно-панельных конструкций из древесины. Дома “собираются вручную методом сухой сборки на болтах и шурупах” — так сообщается в промо-материалах проекта. А “Квартал открытых возможностей”, разработанный Мастерской Анисимовых из Вологды, предполагает, что строители возведут стартовые модули, в каждом из которых по 4—5 комнат и парковка. Затем в случае необходимости жильцы смогут увеличивать и видоизменять свою недвижимость — например, превратить часть жилых комнат в магазинчик или офис. Эту тенденцию московской архитектурной биеннале можно считать нашим ответом биеннале экологического строительства, проходящей сейчас параллельно во французском Гренобле. Там представлено значительное количество концепций создания доступного жилья для индивидуалистов, обладающих умелыми руками и фантазией. Из предложенных там ноу-хау, практически применимых в России, интерес представляет идея возведения домов из “подручных материалов” — отслуживших свой срок деревянных “европоддонов” с различными вариантами “начинки”.

Впрочем, по какому конкретно пути пойдет развитие строительства доступного жилья в России, покажет время. Скорее всего, его локомотивом, в любом случае, станут модернизируемые в разных регионах страны предприятия стройиндустрии. Но, безусловно, найдется место как зарубежному опыту массового строительства, так и мобильным технологиям для “умельцев”. Московская архитектурная биеннале представила множество различных вариантов идеи “как жить”. Теперь — выбор за теми, кто принимает решения.



    Партнеры